Регулярно знакомлюсь с материалами газет и других печатных изданий. В них немало заметок, корреспонденций, статей о рынке жилья, о зигзагах рыночной политики. Примечательно что: в Челябинске предложение жилья превышает спрос. Такое может быть в двух случаях. Первый - строительная отрасль работает очень эффективно, лучше других отраслей, находится в стадии рывка вперёд. Второй случай - у покупателей квартир нет в кармане денег и нет возможности деньги достать (взять в долг у соседа, родственника, друга; взять кредит в банке). С челябинцами именно второй случай. Потребность в жилье большая, но потребность и спрос - понятия разные; спрос на жильё зависит от материальной обеспеченности граждан.
В чужом кармане опасно шарить. К счастью журналистов, государственные органы время от времени объявляют о средней заработной плате по региону. В Челябинской области озвучивают цифру в тридцать тысяч рублей и выше. Казалось бы, материальное обеспечение земляков нормальное. Однако есть два «но». Озвучивается средняя заработная плата, то есть начальник получает восемьдесят тысяч рублей, пять его рабочих по двадцать тысяч рублей, средняя зарплата - тридцать тысяч рублей. Второе «но» - средняя заработная плата, заявляемая органами власти, касается в основном бюджетников.
Какова реальная заработная плата рабочих, инженерно-технических работников, служащих сотен предприятий, где зарплату выдают в конвертах, никто не знает (кроме администрации этих предприятий). Можно только догадываться, что пособие это небольшое, ничего не остаётся после трат на еду, «коммуналку», обучение, одежду и обувь (о поездках на Канары молчим).
У челябинцев денег на покупку квартиры нет, но они могут взять кредит в банке. В экономическом отделе Главного управления Банка России по Челябинской области постоянно заявляют, что имеет место рост выданных ипотечных кредитов. Кредиты на готовые квартиры пользуются спросом, так почему спрос на жильё отстаёт от предложения? Оказывается, семьдесят процентов заёмщиков не рискуют покупать строящееся жильё, опасаясь заморозки проектов и возможности оказаться в рядах «кинутых» дольщиков.
Журналист Инна Кумейко рассказала, что специалисты вывели золотую форму ипотечного займа, не губительного для семейного бюджета. Размер кредита не должен превышать совокупный доход семьи за два года. Если семейная пара зарабатывает в среднем сорок пять тысяч рублей в месяц, кредит для них, в идеале, не должен быть больше, чем один миллион восемьдесят тысяч рублей.
Специалисты не совсем попали в «яблочко». Цены на самые дешёвые однокомнатные квартиры - от 1,5 миллиона рублей. К тому же требуется первоначальный взнос. Невольно позавидуешь западному обывателю, который быть собственником квартиры не стремится, а берёт её в аренду. Опять всё упирается в материальное обеспечение граждан: за равную работу западный труженик получает в три раза большую зарплату, чем российский труженик; процент по кредиту в западных странах от одного процента до шести процентов (в период кризиса), в обычной обстановке два-три процента, в России пятнадцать (!) процентов в лучшем случае - и этот финансовый бандитизм считается у нас нормой.
Челябинск является в России городом-миллионником с самой доступной стоимостью квадратного метра жилья, но приведённые выше цифры делают российского труженика неспособным взят кредит. Круг замыкается. Потребность в жилье есть, жильё построено, но трудящемуся его не видать.
Челябинский СТАРЕЦ