Успешно преодолев структурный кризис первой половины 80-х, британское Адмиралтейство подтянуло уровень своей эскадры капитал-шипов до стандарта и занялось укреплением второй основы британского морского могущества- многочисленного крейсерского флота. Империя охватывала территории по всей планете и на всех континентах. Помимо обеспечения броненосной эскадры, крейсера требовались также для несения службы на дальних станциях, защиты торговых путей от других империалистических хищников, а также для немедленного подавления выступлений покоренных народов против империи.
“Британский крейсер, был порожден нуждами Британской империи, чьи жизненно важные коммуникации он защищал на протяжении двух великих войн”. С.Пуле, британский историк, 1970.
Британское присутствие в Мировом океане обеспечивали многочисленные британские бронепалубные крейсера 2-го и 3-го классов. Строились они относительно большими сериями.
В 1888 году сошли на воду пять крейсеров типа “Меджисьен” (2950 тонн, 19 узл., шесть 152-мм орудий). В 1889 году вступили в строй следующие четыре крейсера типа “Барракуда” (1582 тонн, 16,5 узл., шесть 120-мм орудий). В 1890 году флот получил еще два крейсера третьего класса — “Бархэм” и “Беллона” (1930 тонн, 18,6 узл., шесть 120-мм пушек) и девять типа «Паллас» («Паллас» (Pallas), «Перл» ( Pearl), «Феб» (Phoebe), «Филомел» ( Philomel) должны были служить при эскадре, а пять остальных — “Пандора”(Pandora), “Пелорус”(Pelorus), “Персиан”(Persian), “Феникс” (Phoenix) и “Сайке” (Psyche)( переименованы в «Катумба» ( Katoomba), «Милдура» ( Mildura), «Валлару» (Wallaroo), «Тауранга» ( Tauranga), «Рингарума» ( Ringarooma)) -в австралийских колониях.
Корабли стали универсальными рабочими лошадками Королевского флота и в колониях и при эскадре. Самым массовым бронепалубным крейсером мира стал британский крейсер второго ранга типа “Аполло”, которых построили аж 21 штуку. Эти крейсера несли службу до Первой мировой войны, при скромном водоизмещении они несли мощное вооружение и приличное бронирование. Как недостатки можно упомянуть только небольшие возимые запасы угля и боекомплекта.
На основе этого проекта теперь развивались и последующие серии британских крейсеров второго класса.
Следующие восемь бронепалубных крейсеров второго ранга типа «Астрея» были работой над ошибками, допущенными в самой массовой серии.
Дальнейшее усовершенствование и, соответственно, увеличение размеров, привело к появлению проекта «Эклипс» серии 1894 года. От “Аполло” они тоже отличались незначительно.
По программе лорда Спенсера 1893-1894 годов было построено 9 единиц (планировалось 12), получивших имена «Диана» ( Diana), «Дидо» ( Dido), «Дорис» ( Doris), «Эклипс» ( Eclipse), «Исис» ( Isis), «Джюно» ( Juno), «Минерва» ( Minerva), «Талбот» ( Talbot), «Венус» ( Venus). Серия получила название тип «Эклипс», а после модернизации и перевооружения 1903-1905 годов- тип «Талбот».
По сравнению с «Астрея» на них, по многочисленным просьбам, было усилено вооружение, носовую пару 120-мм бортовых орудий заменили на два 152-мм, а вместо одного кормового 152-мм орудия установили два побортно, противоминная артиллерия увеличила калибр с 57 мм до 76 мм, на крейсерах появились боевые марсы со скорострельными "гочкисами". Это позволило усилить погонный и ретирадный огонь, да и бортовой залп подрос-с 2 152-мм и 4 120-мм «Астреи» до 3 152-мм и 3 120-мм.
Тем не менее, корабли считались недовооруженными и в 1903-1905 годах все, кроме «Эклипса», были перевооружены на 11 новых 152 мм пушек.
Водоизмещение выросло на 1200 тонн, планировка и система бронирования остались прежними, за исключением появления бака с карапасной палубой до фок-мачты. Мощность силовой установки выросла незначительно, расчетную скорость предполагалось тем не менее сохранить прежней.
«Эклипсы» стали первыми британскими крейсерами второго класса, с низкими боевыми марсами на обеих мачтах. Только «Талбот» был их лишен.
Сендующие три крейсера, предусмотренных программой Спенсера были достроены по измененному проекту и относятся к типу «Хайфлайер» ( Highflyer).
Кроме того, на базе «Эклипса» был разработан весьма специфический проект «Эррогант», четыре таранных крейсера, предусмотренных той же программой в количестве восьми штук.
В России «Эклипс» вдохновил наших адмиралов на постройку трех "богинь", серии бронепалубных крейсеров 1-го ранга типа «Диана».
- «Диана» HMS Diana (D18, P58, N34) Fairfield Shipbuilding & Engineering, Гован. Завод. № 382— заложен 13 августа 1894 г., спущен 5 декабря 1895 г., в строю с 15 июня 1897 г. Продан на металлолом 1 июля 1920
- «Дидо» HMS Dido London & Glasgow, Glasgow. Завод. № 283— заложен 30 августа 1894 г., спущен 20 марта 1896 г., в строю с 10 мая 1898 г. Плавбаза ПЛ с января 1914. Продан на металлолом 16 декабря 1926
- «Дорис» HMS Doris (D59, P47) Naval Construction & Armaments, Барроу-ин-Фернесс. Завод. № 240— заложен 29 августа 1894 г., спущен 3 марта 1896 г., в строю с 18 ноября 1897 г. Продан на металлолом 2 февраля 1919
- «Эклипс» HMS Eclipse (D58) Portsmouth DYd — заложен 11 декабря 1893 г., спущен 19 июля 1894 г., в строю с 23 марта 1897 г. Депо ПЛ с 1916. Продан на металлолом в августе 1921
- «Исис» HMS Isis (D60, P60, N61) London & Glasgow, Glasgow. Завод. № 284— заложен 30 января 1895 г., спущен 27 июня 1896 г., в строю с 10 мая 1898 г.Продан на металлолом 26 февраля 1920
- «Джюно» HMS Juno (N37, N65) Naval Construction & Armaments, Барроу-ин-Фернесс. Завод. № 239— заложен 22 июня 1894 г., спущен 16 ноября 1895 г., в строю с 16 июня 1897 г. Продан на металлолом 26 февраля 1920
- «Минерва» HMS Minerva (P32, P1A, P7A) Chatham DYd— заложен 4 декабря 1893 г., спущен 23 сентября 1895 г., в строю с 4 февраля 1897 г. Продан на металлолом 5 октября 1920
- «Талбот» HMS Talbot (D61, P61, PA7) Devonport DYd— заложен 5 марта 1894 г., спущен 25 апреля 1895 г., в строю с 15 сентября 1896 г. Продан на металлолом 6 декабря 1921
- «Венус» HMS Venus (P38, P2 C) Fairfield Shipbuilding & Engineering, Гован.. Завод. № 381— заложен 28 июня 1894, спущен 5 сентября 1895 г., в строю с 9 ноября 1897 г. Продан на металлолом 22 сентября 1921
Водоизмещение 5600 длинных тонн (5690 тонн) . Длина 106,7/ 113,69 м. Ширина 16,31 м. Осадка 6,25 м
Бронирование-гарвеевская сталь-палуба — 37 мм (скосы 76 мм); щиты орудий — 76 мм; рубка — 152 мм; гласис машинного отделения — 152 мм
Двигатели- две паровые машины тройного расширения, 8 цилиндрических паровых котлов, 8000 л. с.(естественная тяга), 9600 л. с. (форсированная тяга). Движитель 2 винта. Скорость хода 18,5 узла, 19,5 узла (форсированная тяга). Уголь 1075 тонн. Дальность плавания 7000 морских миль на 10 узлах. Экипаж 437—450 человек.
Вооружение-5 × 1 — 152-мм/40 QF Mk I/II, 6 × 1 — 120-мм/40 QF Mk I/II/III/IV, 8-9 × 1 — 76-мм/40 12 фунтовых QF Mk I, 6 × 1 — 47-мм/40 QF 3-фунтовых Hotchkiss Mk I, 2 x 1 — 11,4мм /94. Минно-торпедное вооружение-Три однотрубных 457-мм торпедных аппарата(1 кормовой)
После 1905 года (кроме «Эклипс») : 11 ×152-мм/45 BL Mk VII 6-дюймовых орудий QF, 9 ×76-мм 12-фунтовых орудий Q F, 7 × 47-мм 3-фунтовых пушек QF, 3 × 18-дюймовых торпедных аппарата
Крейсера класса Eclipse имели общую длину 113,7 м, ширину 16,31 м и осадку 6,2 м. Их водоизмещение составляло 5600 длинных тонн (5690 тонн) при нормальной нагрузке. Подводную часть корпусов обшивали деревом и медью. Экипаж состоял из 450 офицеров и матросов. Их метацентрическая высота составляла примерно 3 фута (0,9 м).
«Эклипсы» получили новый для Королевского флота дизайн корпуса, развитый полубак, от которого в корму шёл шельтердек. Крейсера имели прекрасную мореходность, благодаря небольшой метацентрической высоте обладали плавной качкой и были хорошими орудийными платформами.
В силовую установку кораблей входили две перевернутые паровые машины тройного расширения и восемь цилиндрических котлов. При нормальной тяге и 8000 заявленных лошадиных сил скорость достигала 18,5 узлов; при использовании принудительной тяги 9600 лошадиных сил обеспечивали скорость 19,5 узлов. Во время ходовых испытаний все крейсера с минимальной нагрузкой превысили контрактную скорость и достигли максимальной скорости 20 узлов, при мощности от 9760 до 9875 л.с. скорость составила от 20 до 21,2 узла. Обычный запас угля составлял 550 тонн. Максимальный запас угля составлял 1075 длинных тонн (1092 тонн).
Основной защитой крейсеров была наклонная бронепалуба толщиной от 1,5 до 3 дюймов (от 38 до 76 мм), а толщина скосов составляла 2,5 дюйма (64 мм). Бронепалуба размещалась на участке от 6 дюймов над ватерлинией до 5 футов (1,5 м) ниже нее. Цилиндры машин над бронепалубой защищал шестидюймовый гласис. Орудийные щиты шестидюймовых орудий имели толщину три дюйма, а толщина брони боевой рубки — шесть дюймов.
Вооружение крейсеров на момент постройки состояло из пяти 6-дюймовых (152-мм) скорострельных орудий калибра 40 калибра в одиночных установках, защищенных орудийными щитами, одна на баке, две на юте, пара рядом с мостиком. 45 кг снаряды этих пушек имели начальную скорость 672 м /с.
Вспомогательное вооружение состояло из шести 40-калиберных 4,7-дюймовых (120-мм) орудий; по три с каждого борта. Их 20,4 кг снаряды имели начальную скорость 648 м/с.
Противоминная артиллерия включала восемь 12-фунтовых орудий QF и шесть 47-миллиметровых (1,9 дюйма) трехфунтовых орудий Гочкиса. Четыре 12-фунтовки стояли по бортам в носу и корме, оставшаяся четверка -между 120 мм орудиями. Трехфунтовые Гочкисы размещались на боевых марсах по три штуки.
76 мм снаряды весом 5,7 кг обладали начальной скоростью 719 м/с. Боекомплект состоял из 200 шестидюймовых снарядов на орудие, 250 снарядов на каждое 4,7-дюймовое орудие, 300 патронов на орудие для 12-фунтовых орудий и 500 снарядов на каждое трехфунтовое орудие.
Из трех торпедных аппаратов калибра 18 дюймов по одному подводному стояло на борт и один надводный на корму.Боекомплект-10 торпед (две для кормового ТА).
В 1903-1905 годах артиллерийское вооружение было унифицировано- вместо пушек 120 и 152 мм все крейсера, за исключением Eclipse. получили одиннадцать новых 6-дюймовых 45 калиберных орудий.
«Дидо», названный в честь легендарной карфагенской царицы Дидоны, был построен на верфи в Глазго , принадлежавшей Лондонской судостроительной компании. Первая попытка 18 марта 1896 года спустить корабль на воду не удалась, 20 марта, со второй попытки, крейсер все-таки достиг воды и благополучно вошел в строй 10 мая 1898 года. Он обошелся казне в 252 278 фунтов стерлингов.
Службу крейсер начал на Средиземном море, в марте 1900 года он совершил круиз по греческим портам. Затем корабль отправили на Китайскую станцию, но ненадолго, уже в октябре 1901 года он покинул Гонконг, прибыв в Ширнесс 14 декабря. Здесь он был ппомещен в резерв флота в Чатеме в качестве аварийного корабля. Вновь в строй он вошел в феврале 1903 года, заменив броненосный крейсер HMS Galatea в береговой охране района Хамбер (база Гулль (Халле) в Йоркшире).
17 марта 1916 года крейсер получил эксклюзивный хронометр Le Cheminant и палубные часы от Королевской обсерватории. Стоимость хронометра для Королевского флота составила 19 фунтов. Всего для Королевского флота было закуплено в 1909-1915 годах 14 хронометров этой фирмы.
«Дорис» вступил в строй с экипажем в 393 человека. Вооружение его на момент вступления в строй и модернизации 1903-05 годов соответствовало систершипам. В годы Первой мировой войны вооружение сократили до девяти 152-мм орудий, четырех 76-мм орудий и одной 47-мм пушки, торпедное вооружение без изменений.
Крейсер был флагманом вице-адмирала сэра Роберта Харриса, главнокомандующего станцией «Мыс Доброй Надежды» в Южной Африке в 1898–1900 годах. Во время Второй англо-бурской войны как минимум одно из 120-мм орудий QF HMS Doris моряки установили на импровизированный полевой лафет и использовали в качестве полевого орудия при деблокаде осажденного бурами Кимберли в битве при Магерсфонтейне. Пушка получила собственное имя "Джо Чемберлен". Командовал ей кэптен Протеро с крейсера «Дорис», а после его ранения- капитан (RN) Беркрофт с крейсера «Филомел».
При возвращении в Девонпорт в мае 1901 года подвигу артиллеристов «Дорис» спонтанно отдали честь моряки с бортов кораблей и с береговых верфей.
После ремонта 4 июня 1902 года крейсер был зачислен в эскадру Ла-Манша. Он принял участие в смотре флота, проведенном в Спитхеде 16 августа 1902 года в честь коронации короля Эдуарда VII, а затем посетил залив Суда на Крите для совместных маневров в сентябре 1902 года. В октябре крейсер прибыл в Тетуан. В апреле 1911 года он находился на базе Атлантического флота в Гибралтаре.
Мировую войну крейсер встретил в 11-й крейсерской эскадре Флота Метрополии, а его командиром был Фрэнк Ларкен. Уже 5 августа «Дорис» захватил немецкое торговое судно.
В ноябре 1914 года крейсер патрулировал западное побережье Ирландии. 7 ноября корабль получил приказ в Александрии присоединиться к эскадре для действий в турецких проливах. Первым заданием стало патрулирование сирийского побережья, изучение береговых укреплений и перехват турецких кораблей и судов.
15 декабря с крейсера недалеко от Беэр-Шевы была обнаружена подозрительная активность на обрыве над берегом. Оказалось, что турки строили там оборонительные укрепления. Огнем одного из 152 мм орудий стройка была уничтожена.
Затем Ларкен высадил десантные группы, которые разрушили турецкие телеграфные линии и железнодорожные пути. Встав на якоре в гавани Александретты, Ларкен направил письмо военному губернатору города с требованием, чтобы «все военные боеприпасы, мины и локомотивы» были переданы его людям для уничтожения, а также чтобы все британские и союзные подданные были переданы ему, вместе с их семьями и имуществом. За невыполнение этого требования он обещал обстрелять город.
Губернатор связался с Джемалем-пашой, военным командующим Великой Сирии. Джемаль-паша тоже умел в переговоры, он пригрозил, что, если Ларкен откроет огонь по Александретте, то за каждого османского подданного, убитого в результате бомбардировки, будет расстрелян один британский пленник. Переговоры велись через американского консула в Александретте, и пока стороны обменивались угрозами, турки успели эвакуировать все военные запасы и оборудование из города. Ларкену чисто символически осталось только взорвать два железнодорожных локомотива.
Но железнодорожную линию между Аданой и Александреттой ему, тем не менее, удалось нейтрализовать, воспрепятствовав турецкому вторжению в Северную Африку.
Те, кому выпала честь служить под началом покойного Фрэнка Ларкена на HMS Doris во время Первой мировой войны, помнят, как быстро он повысил боеспособность разнородной корабельной роты, состоящей в основном из резервистов, мобилизованных незадолго до начала войны. Для молодого кадета, только что окончившего Дартмут, процесс ввода в строй был чуть ли не кошмаром, однако капитан Ларкен (каким он тогда был) создал порядок из хаоса за удивительно короткий промежуток времени. и это был боевой корабль, который через несколько месяцев достиг Средиземного моря.
Капитан Ларкен интересовался каждым человеком из компании своего корабля и вызывал у него не только уважение, но и настоящую привязанность. Возможно, это было особенно актуально в оружейной комнате, состоящей из неопытных кадетов, для которых суровость внезапного погружения в военную службу в немалой степени смягчалась интересом и вниманием капитана Ларкена.- TGN Холдейн , The Times , 27 января 1953 г.
Крейсер патрулировал сирийское побережье до марта 1915 года, выполнив тринадцать десантных операций и множество прибрежных бомбардировок, пока его не сменили французы.
25 апреля 1915 года «Дорис» участвовал в бомбардировке берега возле Булаира вдоль западного побережья полуострова Галлиполи, запланированной как отвлекающий маневр для высадки основных войск в районе мыса Хеллес.
С марта 1917 по ноябрь 1918 года крейсер находился в Индии в качестве халка. 2 февраля 1919 года в Бомбее (Мумбаи) его продали на металл.
HMS Juno в 1899 году был оснащен радиосвязью и принял участие в летних маневрах. Он передал сообщение с HMS Europa на HMS Alexandra на расстояние 95 миль, что стало самой дальней передачей между кораблями на тот день.
В 1901 году крейсер был одним из двух эскортных крейсеров лайнера HMS Ophir, на борту которых находились герцог и герцогиня Корнуольские и Йоркские (впоследствии король Георг V и королева Мария ) во время их турне по Британской империи.
В следующем году корабль служил в эскадре крейсеров. В мае 1902 года он встал в Портсмуте на ремонт. В июне 1902 года командиром корабля стал капитан Дэвид Битти. Крейсер принял участие в смотре флота в Спитхеде 16 августа 1902 года в честь коронации короля Эдуарда VII, а затем в Эгейском море провел совместные маневры в составе эскадры Ла-Манша и Средиземноморского флота. После возвращения в Портсмут в октябре, крейсер принял на борт лорда-лейтенанта Ирландии и леди Дадли во время их визита в Уотерфорд 29 октября.
В конце года крейсер отправили на Средиземноморский флот, но вскоре после этого Битти покинул корабль.
В начале Первой мировой войны «Джюно» был приписан к 11-й крейсерской эскадре, действовавшей около Ирландии. В 1915 году он был отправлен в Персидский залив и принял участие в сражении в Бушире в июле-августе 1915 года, во время подавления в Тангистане восстания под командованием Раиса Али Дельвари.
Во время возвращения в Квинстаун ( Ирландия), крейсер получил предупреждение об активности немецких подлодок около порта и, благодаря маневрам, вошел в бухту невредимым. А RMS Lusitania предупреждения не получила и была потоплена подводной лодкой в пятницу, 7 мая 1915 года.
В ноябре 1916 года «Джюно» доставил Абдулазиза бин Абдель Рахмана Аль Сауда (в дальнейшем первого короля Саудовской Аравии) в Бушир, для встречи с британским резидентом сэром Перси Коксом.
Крейсер был продан на металлолом в 1920 году.
«Минерва» начал службу в эскадре Ла-Манша и вернулся в ее состав с марта 1901 года. В начале 1902 года в Коусе он выполнял обязанности сторожевого корабля.
Весной 1902 года крейсер с его цилиндрическими котлами использовали для сравнительных испытаний с крейсером HMS Hyacinth (тип Highflyer) с котлами Бельвилля на различных режимах при пробеге с Ла-Манша до Средиземного моря и обратно.
Водотрубные котлы Belleville оказались более эффективными и дегкими, чем цилиндрические, но при длительных переходах в Средиземное море и обратно, котлы Belleville имели утечки, у них лопались трубки. В результате от использования Бельвилей при строительстве новых кораблей англичане отказались.
Крейсер принял участие в смотре флота в Спитхеде 16 августа 1902 года по случаю коронации короля Эдуарда VII, и в последующих совместныхз маневрах в Эгейском море. Новым командиром корабля 17 октября 1902 года стал капитан Доветон Стерди.
Крейсер принял участие в операции по оказанию помощи населению Сицилии после сильного землетрясения и цунами в Мессинском проливе 28 декабря 1908 года. Экипаж был удостоен Медалей за заслуги в ликвидации последствий землетрясения в Калабрии и Сицилии, учрежденных королем Италии Витторио Эммануэле III.
В 1912 году «Минерве» пришлось искать затонувшую в октябре 1912 года у берегов Великобритании в результате столкновения с германским лайнером SS Amerika подводную лодку HMS B2. Погибло 15 моряков, спасся лишь один. Лодку тогда не нашли
В начале Первой мировой войны в августе 1914 года «Минерва» входила в состав 11-й крейсерской эскадры, базировавшейся в Ирландии. В сентябре крейсер передали 5-й крейсерской эскадре, занимающейся перехватами вражеских торговых судов, пытающихся вернуться в Германию или Австрию. 3 сентября 1914 года крейсер захватил и затопил австрийское торговое судно «Батори» у Виго на северо- западе Испании.
Крейсер сопровождал конвой с войсками из Великобритании в Египет в ноябре 1914 года и входил в состав военно-морских сил союзников в Галлиполийской кампании. Когда 16 апреля 1915 года турецкий миноносец «Демирхисар» попытался атаковать военные корабли союзников возле Хиоса, «Минерва» вместе с эсминцами «Джед», «Кеннет» и «Уир» вынудила его выброситься на берег, где его позже уничтожили. «Минерва» поддерживала высадку союзных войск на мысе Геллес в апреле и в заливе Сувла в августе.
В 1916 году корабль отправили на Китайскую станцию, а затем, в 1917 году, в Индийский океан и Красное море. Крейсер оставался у берегов Восточной Африки до конца войны. Он вернулась в Квинстаун, Ирландия в 1920 году и был продан на слом 5 октября 1920 года.
«Венус», получивший имя в честь римской богини, в ноябре 1897 года вошел в строй под командованием сэра Арчибальда Беркли Милна и служил на Средиземноморской станции. В марте 1900 года он посетил остров Корфу.
В начале 1903 года, после пребывания в резерве, крейсер вновь вошел в строй, заменив в береговой обороне Саутгемптона броненосный крейсер HMS Australia. В этот период он также использовался в качестве учебного корабля для кадетов.
В 1906 году «Венус» часто привлекался для патрулирования побережья возле Александрии и участвовал в подавлении мятежа в Порт-Саиде. 9 октября 1907 года крейсер доставил на Кипр, в Фамагусту, Уинстона Черчилля.
В 1908 году крейсер присутствовал на праздновании Трехсотлетия Квебека в Канаде. В августе 1914 года он присоединился к 11-й крейсерской эскадре в Ирландии; в октябре захватил два немецких торговых судна и потерял фок-мачту во время шторма в ноябре 1914 года. В 1916 году он служил в Египте, в марте 1917 года в Сингапуре, с 1919 года исполнял обязанности флагмана флота Ост-Индии вплоть до возвращения на родину в мае 1919 года.
«Диана», получивший имя в честь римской богини охоты, после вступления в строй в Чатеме 16 февраля 1900 года, был отправлен для доставки помощи HMS Ringarooma, HMS Boomerang и HMS Torch на австралийскую станцию. 27 февраля 1900 года крейсер покинул Плимут и через Суэц к апрелю добрался до Австралии.
В 1901 году с экипажем в 450 человек он был распределен на Средиземноморский флот. Командовал крейсером капитан Артур Мюррей Фаркуар. В марте 1901 год вместе с «Джюно» сопровождал лайнер HMS Ophir (ака королевская яхта) с будущей королевской четой на борту, во время кругосветного путешествия.
В апреле 1902 года на крейсер был назначен новый командир капитан Эдмонд Слэйд. В мае 1902 года корабль посетил Палермо, торжественное открытие сельскохозяйственной выставки королем Виктором Эммануилом, а в августе 1902 года был поход по Эгейскому морю с посещением Салоник и Лемноса. К концу года крейсер вернулся на Мальту.
«Эклипс» был завершен в 1897 году, в 1899 году он стал флагманом Ост- Индской эскадры. В конце мая 1901 года он был вновь введен в строй в Чатеме для замены бронепалубного крейсера HMS Hermione на китайской станции.
В начале Первой мировой войны он вошел в состав 12-й крейсерской эскадры, которая патрулировала западную часть Ла -Манша с задачей по остановке подозрительных судов и предотвращению скрытых минных постановок с замаскированных заградителей.
«Исис», названный в честь древнеегипетской богини Исиды, с 1898 года служил в Средиземном море.
С сентября по декабрь 1898 года крейсер участвовал в операциях на Крите Международной эскадры, многонациональных сил, состоявших из кораблей Австро-Венгерского флота, Французского флота, Кайзерлихмарине, Итальянского королевского флота ( Regia Marina ), Императорского российского флота и Королевского флота Британии, которая остановила греко-османскую резню на острове в ходе греческого восстания против турок.
К приходу крейсера эскадру по политическим соображениям покинули корабли Австро-Венгрии и Германской империи. После восстания турок в Кандии 6 сентября 1898 года против британских солдат, моряков и мирных христиан, на «Исис», который стоял в гавани, организовали тюрьму для виновных в убийствах британских подданных. Убийц повесили в Кандии в октябре и ноябре 1898 года. Крейсер оставался на Средиземном море до начала 1900 года.
К 28 декабря 1900 года крейсер находился на китайской станции. В конце октября 1901 года он убыл из Гонконга на родину, вернувшись в Спитхед в декабре. «Исис» был зачислен в резерв в Чатеме 18 января 1902 года в качестве аварийного корабля. В мае 1902 года он ненадолго стал тендером учебного корабля для кадетов HMS Britannia в Дартмуте. После ремонта он был повторно введен в эксплуатацию в качестве тендера для «Британии».
В начале октября «Исис» покинул Плимут и ушел в Гибралтар с курсантами «Британии», после чего направился в Лас-Пальмас и курсировал там вплоть до возвращения в Плимут в конце ноября. В начале весны 1903 года состоялся аналогичный тренировочный поход, когда крейсер с кадетами несколько недель провел у Канарских островов.
22 апреля 1914 года крейсер столкнулся с британским грузовым кораблем Carbineer в Ла-Манше, Carbineer затонул в 1,5 морских милях к юго-юго-востоку от маяка Оуэрс ; экипаж судна крейсеру удалось спасти.
После начала войны в августе 1914 года «Исис» был выведен из резерва и приписан к 11-й крейсерской эскадре, базировавшейся в Квинстауне (ныне Коб), Ирландия. Позже он был переведен на станцию в Северной Америке и Вест-Индии. Списан в 1920 году.
«Талбот» вступил в строй 15 сентября 1896 года для службы на станции Северной Америки и Вест-Индии, но через пару лет вернулся в Соединенное Королевство. В 1899 году он привез из Соединенных Штатов в Лондон тело лорда Гершелла, находившегося в США с визитом по демаркации границ с Канадой и скоропостижно там скончавшегося в результате несчастного случая.
В апреле 1901 года корабль покинул Девонпорт под командованием капитана Фредерика Джорджа Стопфорда с экипажем из 437 человек для службы на Китайской станции. После прибытия в Гонконг 10 декабря 1901 года, крейсер в июне 1902 года посетил Кобе в Японии. 11 июля 1902 года командиром крейсера стал капитан Льюис Бэйли.
Во время Русско-японской войны крейсер был стационером в корейском порту Чемульпо, командир его, коммодор британского флота сэр Джеймс Льюис Бейли был старшим по званию («дуайеном») на рейде среди нейтральных судов.
Корабль стал свидетелем исторического морского сражения крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» против японской эскадры в бухте Чемульпо в 1904 году во время. На борту «Талбот» тогда служили будущие исследователи Арктики и члены злополучной экспедиции Роберта Фалькона Скотта «Терра Нова» Патрик Кеохейн и Эдвард Эванс.
Крейсер после боя принял вместе с французами и итальянцами команды русских кораблей, в том числе раненых.
В начале Первой мировой войне крейсер находился в составе 12-й эскадры крейсеров. На его счету одно захваченное в сентябре 1914 года германское судно.
27 марта 1915 года крейсер прибыл на остров Тенедос в Дарданеллы и принял участие в битве при Галлиполи. Он в составе Первой боевой эскадры флота поддерживал высадку на оконечности полуострова. 26 апреля крейсер вместе с броненосцем HMS Goliath поддерживал высадку десанта на пляж «Y Beach».
В июне «Талбот» был штабным кораблем ВМФ в Габа-Тепе, а во время высадки в Сувле был флагманом 3-й эскадры. Он оставалась в Галлиполи на протяжении всей кампании и прикрывал эвакуацию пляжа Анзак в декабре 1915 года и Хеллеса в январе 1916 года.
С мая 1916 года по ноябрь 1918 года крейсер действует в составе Капского командования в Индийском океане, в том числе у берегов германской Восточной Африки. В январе 1917 года он находился в Кисвере ( Танзания ), когда начался второй период немецкого рейдерства на морских коммуникациях. В 1918 году крейсер базировался на мысе Доброй Надежды
С 1919 по 1921 год крейсер находился на приколе в Холбоулине, Корк-Харбор. 6 декабря 1921 года он был продан на слом
Крейсера типа «Эклипс» интересны и как, практически, вершина развития британского бронепалубного крейсера 2-го класса, и как свидетели исторических событий, в которых им довелось участвовать, от корейских бухт до турецких проливов и танзанийского побережья.
Интересно также сравнить роль и судьбу британцев с судьбой их российских "наследниц"-"богинь" Императорского флота, то, как на "родственных" кораблях отразилась разница в инфраструктуре обеих империй и в поставленных задачах.
Ведь тогда за любым значимым событием в мире, в любом уголке планеты, маячили тени Британской империи, вездесущие бронепалубные крейсера.
систематизированный каталог статей канала-по ссылкам:
Флоты мира 1860-1945. Справочник.
Флот 21-го века.
Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам