Опера "Тристан и Изольда" состоит из 3-х актов, исполняется на немецком, длится 5 ч 20 мин с двумя антрактами по 30 мин каждый. Вагнеровская опера - это всегда челлендж, как для артистов, так и для зрителей. И состав должен быть сильным.
В "Тристане и Изольде" сложнейшие партии - это огромная физическая, вокальная, психическая нагрузка для артистов, так как с начала и до конца всё произведение - это буря эмоций, всё на верхах. При этом возникает ощущение ровного потока, непрерывности, одна ария следует за другой.
Пять с половиной часов на одном дыхании.
Кому, как не Гергиеву, дирижировать вагнеровской оперой. Он повелевает оркестром и завораживает зрителей. Магическая, властная мощь с первых же нот, слышны тончайшие нюансы, и всё играют так слаженно!
И кому, как не Михаилу Векуа, браться за партию Тристана. Его героев отличает отвага, смелость, твёрдость, глубина и темнота, его герой - всегда неоднозначен и терзаем сильнейшие противоречиями.
Изольда тоже терзаема противоречиями, и Ольга Терентьева великолепно это показала.
Векуа и Терентьева - прекрасный дуэт, они подходят друг другу по силе вокала, темпераменту, по мизансцене.
Юлия Маточкина была великолепной Брангеной, даже странно, что ей не дали партию Изольды...
Эдем Эмеров в партии Курвеналя был полон благородных порывов, а Павел Шмулевич сыграл мудрого и честного Короля Марка.
В главных и второстепенных партиях - одни звёзды Мариинского. Арии они исполнили - как вокалисты - и сыграли спектакль - как актёры - великолепно.
Оркестр звучал волшебно - рокоты, раскаты грома, глубины моря, пропасть противоречий, томление, ожидание, невероятная нежность, патетичность, драма.
По структуре. В первом акте солируют Изольда и Брангена, во втором - Тристан и Изольда - и это самые прекрасно-щемящие, нежнейшие и сильные арии, далее Король Марк (разоблачение), 3й акт - солируют Тристан и Курвеналь, затем немного Король и Изольда.
Либретто лучше читать на соответствующих ресурсах, а ещё лучше - не читать заранее, а прийти на оперу и познавать сюжет в реальном времени.
Декорации и костюмы. Вместо Ирландии рыцарской эпохи, корабля и Корнуолла нам показывают винтажный интерьер железного судна, далее - что-то вроде спальни в пентхаусе, и в третьем акте - интерьер меблированных комнат доходного дома в Петербурге. Цвета и костюмы скромные, лаконичные, деталей немного, служанки - на каблуках и с пылесосом, охранники короля - люди в чёрных костюмах.
Кого-то такое несоответствие декораций эпохе, о которой идёт речь, может разочаровать, ибо она сильно контрастирует с насыщенной, тяжелой, экспрессивной музыкой Вагнера. С другой стороны, история стала ближе к нашему времени и реальности. Интересно было бы увидеть живописные пейзажи а-ля "Жизель", рыцарей в доспехах и прекрасных дам в длинных одеждах. Но если нам показывают, как домработница пылесосит ковры в пентхаусе, пока на фоне звучит самая драматичная музыка Вагнера - это сочетание внешней обыденности с возвышенным наполнением - и есть настоящее.
Выходишь из зала так, будто пережил 6-ти часовой шторм, кораблекрушение, ошеломлённый, потрясённый - и хочется повторить.
ИСПОЛНИТЕЛИ
Дирижер – Валерий Гергиев
Тристан – Михаил Векуа
Изольда – Ольга Терентьева
Брангена – Юлия Маточкина
Король Марк – Павел Шмулевич
Курвенал – Эдем Умеров
17.03.2023
Фото спектакля позаимствованы с официального сайта Мариинского театра, составы разные.
Мариинский-2, опера Рихарда Вагнера "Тристан и Изольда"
8 января 20248 янв 2024
292
2 мин