Что будет, если платить ребенку за хорошие оценки, потому что по-другому не получается его замотивировать? Что будет, если прекратить через время давать ему деньги, когда он исправится? Скатится обратно на двойки?
Мне читатели часто пишут, что ввели денежную мотивацию для своего ребенка. И не надо отбирать гаджеты, выключать интернет, наказывать, морочиться с уроками, сидеть над ним, кричать на него, мотать всем вокруг нервы.
И был один комментарий с довольно интересной историей: что же всё-таки случилось, когда перестали платить подростку через год.
Сам комментарий я вовремя не заскриншотила, а сейчас не могу его найти. Публикаций на канале много, комментариев ещё больше. Но попробую передать суть той истории своими словами.
Однако перед этим давайте разберемся, правильно или неправильно вообще давать ребенку деньги за учебу.
Если вы будете читать психологов и педагогов по поводу учебы ребенка и его мотивации, то увидите у них какие угодно советы, кроме материального поощрения. Эксперты категорически против такой мотивации! Ребенок должен учиться для себя, для своего развития. Он должен получать знания в школе не ради денег. Подарки и деньги не должны стать для него основной самоцелью. Иначе он будет получать хорошие отметки только ради них.
Я же всегда писала, что родителям надо быть с этим очень осторожными. Я не против подарков, например, за четверть, оконченную без троек. Почему нет? Но нельзя превращать учебу в полную погоню за деньгами. Нужно чувствовать эту грань и не переходить её. И сделать это не так-то легко. Если вы чувствуете, что сможете "упустить" своего ребенка, то лучше и не начинать давать ему деньги.
Ответьте для себя на вопросы:
- Ваша цель - иметь только отличника, а не человека, умеющего самостоятельно думать и принимать решения?
- Вы любите своего ребенка только за его отметки в дневнике?
Если ваш ответ на эти вопросы "да", то продолжайте давать ему деньги. Остальным я рекомендую очень осторожно использовать данный метод.
Чаще всего к нему прибегают занятые родители, которые не могут или не хотят по разным причинам мотивировать своё чадо ходить в школу и вообще учиться. Все методы уже перепробовали, а ребенок как сидел в телефоне, так и сидит. Как не хотел учиться, так и не хочет. Вот они и придумывают давать ему деньги.
Расценки разные и зависят от фантазии и бюджета семьи. Из комментариев:
- От 50 до 500 рублей за каждую пятерку.
- За четверку 20 рублей или штраф - минус 10-50 рублей.
- За тройку и за двойку штраф повышается от 100 до 500 рублей.
- За плохое поведение в школе и больше двух двоек за неделю - штраф плюс лишение гаджетов на все выходные.
Я вот не знаю даже, ужасаться или смеяться над этим прайсом?
Железный аргумент в пользу материальной мотивации от родителей: мы же работаем, за это нам платят деньги, а учеба - это тоже работа, значит, за нее тоже надо платить.
Железобетонно просто! Поймите, учебу не надо сравнивать со взрослой полноценной работой.
Дорогие мои, ещё раз: моя рекомендация как педагога и родителя -
поощряйте ученика за хорошую учебу, но не платите ему зарплату.
Чувствуете разницу? Если да, то мы с вами на одной волне! Можете читать дальше.
Что будет, если перестать платить
Читатель пишет, что давал деньги сыну-подростку за пятерки. Раньше он из троек и двоек не вылезал и ничего не хотел, а после денежной мотивации заметно подтянулся. И поведение сразу исправилось, и пятерки пошли, и после школы сразу за уроки, и непонятные темы сразу стали понятными, и к учителям подходил по любым вопросам, и почерк вдруг исправился. Всё расчудесно просто! А на полученные деньги ребенок покупал себе джинсы, одежду, разные свои хотелки.
Через год родители решили резко перестать платить ему деньги. И что вы думаете? Мальчик не скатился! Он продолжил учиться хорошо. Почему? Он ответил, что просто уже привык к этому. Привык учиться, стараться, получать пятерки, слышать похвалу учителей, столько стараний в это всё вложено, что не хочется все это терять.
История хорошая. Парень молодец!
А я добавлю пару ложек дёгтя в эту бочку.
У меня была ученица, которой родители решили доплачивать за пятерки. На собранные деньги девочка (4 класс) хотела купить себе смартфон. Но так вышло, что у нее не получилось исправиться и подтянуться. По русскому языку у нее были сплошные тройки. Настал День ее рождения, а никакого смартфона она не получила. Ни в качестве подарка от родителей, ни в качестве заработанного. Девочка расстроилась сильно. Сильно - это депрессия, похудение, замкнутость. Родителям пришлось водить дочь по врачам. Печальная история. Рассказывая её мне, они жалели, что вообще изначально в это ввязались. Не нужно было мотивировать девочку деньгами.
Так что не всем детям подходит метод денежной мотивации. Задумайтесь над этим!
А ещё есть дети, которые равнодушны к деньгам. Мне про таких тоже писали в комментариях. Даже подарки им особо не нужны.
У меня как раз такой сын. Когда я даю ему на карманные расходы или ему дарят родственники подарок на День Рождения деньгами, то он просто теряется и не знает, что себе купить.
Спрашиваю, что он хочет в качестве подарка на какой-нибудь праздник, он не может мне ответить. И это не потому что у него всё есть. Мы живём небогато. Он просто сам по себе такой. Материальные блага жизни ему не нужны, он их не ценит высоко. Есть люди, которые больше ценят нематериальные вещи: любовь, внимание близких, проведенное время рядом с ними, совместные игры, чтение книг, разговоры, доброту, взаимопомощь, дружбу.
Таким детям метод материальной мотивации не подходит. Но они, как правило, и учатся неплохо.
Все ребята разные. Что мотивирует одного, то не мотивирует другого. Это главная мысль, которую я хотела до вас донести. Будьте осторожны и миллион раз подумайте, прежде чем давать своему ребенку деньги за пятерки.
А своё мнение вы можете выразить в комментариях.