727 подписчиков

Долой клише: алгоритм написания сочинения ЕГЭ по русскому языку

3,7K прочитали

В одной из своих прошлых статей я рассказывала о том, почему клише в сочинениях ЕГЭ по русскому языку вредны и почему от них стоит отказаться. Но, как говорится, критикуешь – предлагай. А я и предлагаю. В этой статье я поделюсь с вами алгоритмом написания сочинения, который я использую со своими учениками. Изобрела его не я, но в свое время он просто перевернул мое понимание сочинения ЕГЭ.

В одной из своих прошлых статей я рассказывала о том, почему клише в сочинениях ЕГЭ по русскому языку вредны и почему от них стоит отказаться. Но, как говорится, критикуешь – предлагай.

Шаг №1. С чего начать работу над сочинением

Возможно, кого-то я сейчас удивлю или разочарую, возможно, вам захочется закрыть эту статью и пойти нанизывать свои мысли на миллион клише, найденных в интернете. Однако, прошу вас хотя бы попробовать один раз сделать так, как советую я.

Начните работу над сочинением с написания плана текста, по которому вы пишете сочинение. Да, это черновая работа и дальше вашего черновика она не уйдет. Да, вы потратите на это время. Однако, поверьте, план текста облегчит вам дальнейшую работу в тысячу раз. Итак, вы пишете план текста, по сути, пересказываете тезисно основные сюжетные моменты. Это нужно, для того чтобы понять текст, особенно, если вы его после первого прочтения поняли не до конца. Кроме того, написание плана позволяет выделить основное, выстроить причинно-следственные связи между событиями.

Выглядит это примерно так.

Пример из работы ученицы. Орфография и пунктуация сохранена авторская :)
Пример из работы ученицы. Орфография и пунктуация сохранена авторская :)

Итак, план написан.

Шаг №2. Комментарии

Взгляните на ваш план. Спросите себя: вижу ли я здесь какие-то похожие пункты, могу ли выделить две ситуации? Как правило, в ЕГЭ всегда дают тексты, которые очень удобно распадаются на две части, как раз то, что нужно для будущих комментариев. Итак, подчеркните для себя те пункты плана, которые могут составить первый комментарий, а затем – те, которые могут составить второй. На данном этапе можно полностью сформулировать комментарии. По сути, вы будете использовать те же фразы, что прописали в плане. Если вы писали пункты плана целыми предложениями, то у вас почти готовый текст. Будет отлично, если вы добавите еще и цитаты из текста для иллюстрации своего пересказа. Только не увлекайтесь, не стоит злоупотреблять цитированием.

Вот такие комментарии вышли у моей ученицы.
Вот такие комментарии вышли у моей ученицы.

Шаг №3. Позиция автора

Взгляните на план еще раз. Потом на комментарии, которые вы сформулировали. Впрочем, это же одно и то же. Спросите себя: а какой вывод я могу сделать из написанного мной? Сформулируйте этот вывод. Позиция автора готова. Кроме того, этот вывод послужит вам основой для пояснений к комментариям, собственного мнения и общего вывода. Ваша задача будет лишь пересказать его другими словами.

Важно: здесь вы говорите уже не о конкретных героях и не том, что с ними в тексте произошло, а шире – о том, что в целом текст в себе несет.

Покажу на примере работы моей ученицы, как правильно формулировать позицию автора и как формулировать неправильно.

Для удобства я предлагаю ученикам выписывать основные понятия, концепты, которые текст затрагивает. На зеленых стикерах выписаны как раз такие, можно сказать, ключевые слова.
Для удобства я предлагаю ученикам выписывать основные понятия, концепты, которые текст затрагивает. На зеленых стикерах выписаны как раз такие, можно сказать, ключевые слова.

По сформулированным комментариям и плану текста, приведенному выше, в целом можно понять, о чем шла речь в тексте, так что я не привожу здесь сам текст. Глядя на эти комментарии ученица сделала такой вывод: сын стыдится своей матери и из-за этого всячески избегает ее. Данный вывод правильный, но он ориентирован конкретно на сюжет конкретного текста. Это некий микропересказ того текста, который она прочла. Позиция автора – это мнение по какому-то проблемному вопросу. Мнение выражено с помощью некой истории, так сказать, зашифровано в сюжете. Наша задача – вытащить это мнение из сюжета текста и представить в чистом виде. Второе утверждение на картинке будет являться примером правильно сформулированной авторской позиции: дети порой стыдятся своих родителей, избегают их, тем самым причиняя боль. Обратите внимание, что суть осталась та же, но я избавила этот вывод от привязки к конкретному сыну и конкретной матери, сделала его общим. Вот мол, бывает в жизни так. «Бывает в жизни так» – это как раз то, что требуется, когда речь идет о выводе из текста, о его основной мысли.

Шаг №4. Проблема

Последний шаг перед тем, как вы будете собирать все воедино. Задайте вопрос к позиции автора. Вопрос должен быть такой, чтобы позиция автора, вот это утверждение, которое вы сформулировали, было на него прямым и четким ответом. Проблема готова.

Соотнесите вывод из текста, сделанный в шаге №3 и вопрос. Отвечает ли вывод на этот вопрос?
Соотнесите вывод из текста, сделанный в шаге №3 и вопрос. Отвечает ли вывод на этот вопрос?

Шаг №5. Пишем сочинение

У нас есть уже несколько практически полностью готовых абзацев, а именно: проблема (1 абзац), комментарии (2 и 3 абзацы) и позиция автора (4 абзац).

Я создала для своих учеников удобную таблицу, в которой они пишут сочинение до тех пор, пока структура не уляжется у них в голове. Таблица помогает не запутаться и не пропустить ничего.

Пример таблицы, в которой ученики пишут сочинение.
Пример таблицы, в которой ученики пишут сочинение.

Итак, в первую строчку пишем наш вопрос-проблему и добавляем связку-мостик. Да, здесь появится первое и единственное универсальное клише. Я предлагаю такое: именно над этим вопросом заставляет задуматься текст ФИО. Тут мы избегаем логической ошибки и не говорим, что сам автор там над чем-то задумался, а сразу обозначаем, что мы текст прочли и решили, что вот такой проблемный вопрос здесь иллюстрируется. Мы решили, а не автор. Такое клише будет верным.

Далее, в строки «Пересказ» к первому и второму комментариям пишем то, что сформулировали в шаге №2.

Перед вторым комментарием обязательна связка. Какая она будет, будет зависеть от того, как строился текст и какие события вы взяли в качестве иллюстраций. Самый простой случай – когда оба комментария тождественны, то есть у вас две ситуации и они одинаковые, ну или почти одинаковые. Тогда вы можете сказать что-то вроде «Аналогичная ситуация произошла…». Ну и сформулировать так, чтобы под ваш текст подходило. В строках «Пояснение» пишем вывод из шага №3, понятное дело, каждый раз разными словами.

Анализ связи – это отдельный абзац. Самый сложный для учеников. Объяснение того, что это такое и как это писать, заслуживает отдельной статьи, поэтому сошлюсь тут на нее.

Позиция автора – снова переформулированный вывод.

Своя позиция – согласились с автором, переформулировали вывод в четвертый раз, привели аргумент. Можно вспомнить литературное произведение, можно придумать пример якобы «из жизни». Главное, чтобы ситуация была похожа на ту, что в тексте. Либо, напротив, была совершенно противоположна. Так тоже можно.

Наконец, последняя строка таблицы и последний абзац сочинения – вывод. Здесь опять пересказываем наш вывод из текста другими словами.

Итак, на протяжении всего сочинения вам нужно 5 раз сказать одно и то же. В таблице это отражено с помощью знаков (в.1, в.2 и так далее). Это делается, для того чтобы не потерять баллы за логику и не уйти случайно от темы. У вас есть ОДИН проблемный вопрос и все сочинение пишется именно по нему. Поэтому и выводы у вас везде будут по смыслу одни и те же. Логично же, не правда ли? Кроме того, так вы облегчите себе жизнь. Вам нужно один раз хорошо подумать и сделать правильный вывод, а потом уже просто его повторить несколько раз.

Вместо заключения

Вот так пишут сочинение ЕГЭ мои ученики. В целом их рабочее пространство для сочинения выглядит таким образом:

Шаблон для работы над сочинением.
Шаблон для работы над сочинением.

Я всегда проверяю и сочинение, и ту подготовительную работу, которую проделал ученик. Так я могу увидеть, в каком месте полетела логика, к примеру. Да и в целом, когда они знают, что я проверю все, им приходится делать все так, как я прошу. Это дисциплинирует и сослужит им хорошую службу в будущем, на самом экзамене.

Делитесь своими идеями в комментариях: как вы пишете сочинения или как вы учите своих ребят их писать?

А если вы хотите увидеть применение моего алгоритма на практике, то рекомендую посмотреть это видео, в котором я пишу сочинение, используя все то, о чем пишу в этой статье.