Найти в Дзене
Другой путь

На теплоходе времён Сталина по последней пассажирской линии верхнего течения Волги. Конаково - Посёлок имени 1 Мая

Предыдущая эпоха характеризовалась беспрецедентной транспортной системой, не только на земле и в воздухе, но и на воде!

Было развито как пригородное, так и дальнее водное сообщение. Сев на теплоход где-нибудь в Ржеве, вы могли бы добраться на перекладных в Ярославль, Кострому, Казань. И, скорее всего, даже в какой-нибудь из каспийских портов!

Ныне от разветвлённой водной маршрутной сети остаются жалкие крохи - островки, не превышающие пару процентов от былого. Обычно это пригородные маршруты в окрестностях крупных городов. И едва ли на пассажирском водном транспорте сейчас можно покрыть серьёзное расстояние.

Сегодня мы отправимся как раз на одну из находящихся в строю водных пассажирских линий. Последний маршрут Верхневолжья Конаково - Завод имени 1 Мая. С давних времён здесь ничего не изменилось, даже теплоход скоро разменяет восьмой десяток! Обещаю, будет интересно.

Все фото автора, если не указано иное.
Все фото автора, если не указано иное.

1. Тверская область. Конаково. Средненький город за 101 километром. Переименован в честь местного революционера. Прежнее название - Кузнецово. Яркими достопримечательностями не обладает. Есть несколько прямых электричек в столицу, многие жители работают в Москве по стандартному графику 5\2 и потому населённый пункт не сильно потерял в людском составе. Идём в порт.

Не автора.
Не автора.

2. Ну как порт, может когда-то он и имел право так называться. Теперь же даже вокзала нет, а дебаркадер, кажется, потерял не только надстройку, но и плавучесть.

-3
-4

3. На безликом причале стоит одинокое судно с красивым названием "Надежда".

-5

4. Совсем скоро оно отправится в рейс Конаково - Завод 1-е Мая. Маршрут примечателен тем, что по состоянию на 2023 - это единственная пассажирская линия во всём верхнем течении Волги на сотни километров вокруг!

-6

5. "Надежда" - теплоход типа "Москвич", приписанный к порту Тверь.

-7

6. Теплоходы «Москвич» начали выпускать в 1948 году на Московском судоремонтно-судостроительном заводе (ликвидирован как ЗиЛ, в угоду постройке очередного ЖК). Позже подключилось ещё несколько предприятий в разных частях СССР от Байкала до Прибалтики. В общей сложности было построено более пятисот судов данного типа.

Основные характеристики

  • Длина 27,25 м
  • Ширина 4,80 м
  • Двигатели 1 × ЗД6
  • Мощность 150 л. с.
  • Пассажировместимость 150
-8

7. В импозантных округлостях узнаётся общая стилистика дизайна тех лет, что роднит Москвичей со знаменитыми электричками ЭР-1\ЭР-2, автомобилями ГАЗ-М-20 «Победа» и аналогами, да даже с бытовыми приборами. Ничего эстетичней с тех времён так и не придумали.

-9

Но облик теплохода портит кустарный навес на кормовой палубе, любят у нас "колхозить".

В оригинале гораздо приятней:

-10

8. Поразительно, многие из Москвичей до сих пор на ходу!

Не понимаю логики властей, но если самолёты и поезда списывают через 30-40 лет эксплуатации, то реки и моря России полнятся всяким "хламом" которому давно за пол века. В Архангельске я лично видел теплоход, которому без малого 100 лет! А аварии и катастрофы на воде случаются также регулярно, как на ЖД.

Конкретно судну, на котором мы сейчас поплывём скоро исполнится 70 лет, а его и не думают отправлять на покой!

-11

9. В 2023 году на маршруте использовался "Лоцман" также 57 года выпуска.

-12

10. Рядом к берегу приткнулся буксир - толкатель Речной-64. В окрестностях Конакова ведётся добыча песка. Видать, ждёт когда наполнят баржу.

-13

11. Нам выдали по интересному билету советского образца и отчалили. Сразу к противоположному берегу сильно разлившейся здесь из-за дамбы в Дубне Волги.

-14

12. Перед этим проскочил буксир с пустой баржей. Вообще, умерло в центральной России не только пассажирское сообщение. Грузовое движение по рекам европейской территории тоже почти прекратилось. Изредка можно увидеть только суда с насыпными материалами: песок, гравий, камни. При этом, инфраструктуру всё равно надо поддерживать: углублять дно, ремонтировать судопропускные сооружения, порты. Т.е. на оставшихся операторов финансовая нагрузка всё больше возрастает.

-15

13. Градообразующее предприятие Конакова - ГРЭС. Это не гидроэлектростанция, как думают некоторые. Расшифровка аббревиатуры - государственная районная электростанция. Работает на газу и является одной из крупнейших тепловых электростанций страны.

Вода с Волги берётся для работы и охлаждения агрегатов, а после сбрасывается по каналу обратно. Круглый год можно купаться и ловить рыбу, но это запрещено.

-16

14. Первая остановка - Глинники. Судно просто втыкается в берег, первый помощник, на вид настоящий речной волк, опускает трап и если надо помогает пожилым людям.

Всего в экипаже 3 человека. Капитан, первый помощник (?), матрос (?) женщина, которая обилечивает, убирается и т.п.

-17

15. Слева по борту устье реки Бабёнка и портопункт Бабня. Не только Волга, но и её притоки находятся в зоне подпора Иваньковского водохранилища.

Все остановки, кстати, в режиме "по требованию". На нашем рейсе на каждую нашлись желающие.

-18

16. Волга тут хоть и широкая, но не сильно глубокая. С обширными мелями и прижимами. Фарватер для больших судов отмечен буйками и бакенами.

-19

17. А впереди, за островками когда-то существовал город Корчева, полностью затопленный в 30-е. Во времена РИ Корчева был символом глубокой провинции, что-то навроде нынешнего Урюпинска. Вот как описывает его Салтыков-Щедрин:

Что в Корчеве родится? Морковь? Так и та потому только уродилась, что сеяли свеклу, а посеяли бы морковь — наверняка уродился бы хрен... Такая уж здесь сторона. Кружев не плетут, ковров не ткут, поярков не валяют, сапогов не тачают, кож не дубят, мыла не варят. В Корчеве только слезы льют да зубами щелкают. Ясно, что человеку промышленному, предприимчивому ездить сюда незачем.

Тем не менее, Корчева являлся уездным центром, целое дело было переселить всех в Конаково.

Среди прочих грехов, советской власти вменяют и уничтожение в результате затоплений многих сотен и тысяч населённых пунктов со своими судьбами и историей. Вопрос сложный, но, уверен, что есть в подобных обвинениях здравый смысл.

-20

18. Причал Устье реки Созь.

-21

19. Здесь целый металлический понтон, больше чем в Конаково. Тоже уже не плавает (?). Несколько человек выходят.

-22

20. А напротив интереснейший населённый пункт Сурсово. До него до сих пор не существует автодороги! Только своя лодка или этот теплоход, по болотам в округе пешком особо не походишь. Представьте, 100 км до Москвы, а вы думали такое где-нибудь в Сибири только бывает?

-23

21. Деревня очень старая, известна как минимум с 16 века, сейчас официальное население 1 человек, но высадка есть, значит жива ещё!

Не понимаю, зачем в таких местах автомобиль? Отъехать от причала можно максимум на 1 км, но явление нередкое.

-24

22. Маршрут Конаково - 1 мая - короткий. Километра 23 максимум. Первая его половина идёт по Волге, а теперь мы вошли в её левый приток - Созь.

-25

23. Пока что она тоже судоходна и тоже имеются буи и знаки для судов.

-26

24. Промелькнула птичка. Это же краснокнижная серая цапля!

-27

25. Их тут целая колония! Кормится рядом с навигационным знаком.

-28

26. Почти все пассажиры вышли, воцарилась домашняя атмосфера.

Носовая палуба
Носовая палуба
Нижняя палуба.
Нижняя палуба.

27. Я не особо люблю водный транспорт. Т.е. люблю как явление, но не как пассажир, разве только это не скоростной флот.

Не люблю за крайне низкую скорость. Конкретно здесь она на уровне 10-15 км\ч, но по подобным узким речкам плыть одно удовольствие, хорошо просматриваются берега. Можно найти что-то любопытное и за счёт тихоходности ничего не пропустишь.

-31

28. Вот какой-то катер на вечной стоянке у опять же затопленной плавучей пристани. В расписании её нет. Мы здесь не останавливались.

-32

29. Река Сосца (?) . Приток притока.

-33

30. Яхта "Поиск". Можно поставить парус.

-34

31. Под конец - целый куст деревень, расположенных близко друг к другу. Две остановки на все - Михалиха и Завод 1 мая.

-35

32. Конечная. Маленький металлический причал. Завод 1-е Мая.

-36

33. Место у причала обмелело, дноглубительные работы здесь не проводятся, притыкаемся стандартно носом в берег.

-37

34. Цвет воды в Сози. Река берёт своё начало из знаменитого огромного болота Оршинский Мох.

-38

35. Маршрут существует десятилетиями, точно сколько ему лет никто и не скажет. Почему он так живуч - тоже неясно. Абсолютно все речные рейсы в Тверской области отменены, за исключением озера Селигер, но на Селигере - это безальтернативный транспорт в ЗАТО Солнечный.

-39

36. Да, на автомобиле до дальних деревень по маршруту в 3 раза дальше, ещё и за паром плати, но когда власть это волновало и не в таких условиях убирают транспорт.

При этом сообщение осуществляется в солидном объёме 2 пары в день 4-5 месяцев в году. Теплоход, судя по всему, ночует здесь вместе с командой. Может, дежурят по очереди, ездя на отдых в Тверь.

Рейс каждый год хотят отменить, но пока ходит.

-40

37. Причал находится в селе Поповское. Посёлок 1-мая - в шаговой доступности.

-41

37. Сам бывший стекольный завод. Надпись на цеху: вперёд к победе коммунизма. Территория оторочена причальной стенкой. Сырьё (песок) на производство завозили баржами (?)

-42

38. На велосипедах на станцию Савёлово.

-43

39. На электричке, а потом опять на велосипедах в сторону дома. Давили педали в итоге 150 км где-то.

-44

Спасибо.

Осенняя версия теплохода и фоторассказ из деревень на левом берегу Волги:

Обновление:

В навигационном сезоне 2024 пассажирская линия ликвидирована.
Это значит, что на 700 км Волги в пределах Тверской и Ярославской областей вообще не осталось ни одного пассажирского рейса, а жители деревень Конаковского района больше не смогут добираться привычным маршрутом.
Знаю людей, которые бросили свои родные дома и дачи из-за данного решения. Кстати, на всех 100 километрах Волги в пределах муниципалитета нет ни одного моста, а паромная переправа всего в одном месте.
"Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей" (с).
Само судно, на удивление, не порезано. Возит корпоративы и экскурсии по Москве-реке.

Непостоянная рубрика Другой путь речной (морской):