Найти в Дзене
Другой путь

Плывём вдоль дикого побережья Камчатки на древнем теплоходе на отдалённый остров Парамушир. Как добраться на северные Курилы?

В середине лета на маленьком теплоходе Гипанис мы прошли около четырёхсот километров по интересному маршруту вдоль дикого юго-восточного побережья Камчатки на отдалённый остров Парамушир (Северные Курилы). Судно грузопассажирское, попасть на него может каждый желающий, но репортажей с борта похоже что не было.

Теперь будет.

Юго-восточное побережье Камчатки. Вид с борта теплохода.
Юго-восточное побережье Камчатки. Вид с борта теплохода.

Для жителей и гостей острова Парамушир (Сахалинская область, Северо-курильский район) процесс попадания (отъезда) туда - извечная проблема. Этому есть несколько причин, главная из которых - погодные условия. Можно в буквальном смысле сутками, а то и неделями "ждать у моря погоды".

Есть два способа добраться - теплоход и вертолёт. Вертолёт летает без расписания, он будет как только на рейсы и туда и обратно наберётся достаточное число людей и опять же, если стоит "лётная" погода.

У теплохода расписание имеется, поэтому таким как мы предпочтительней использовать именно водный транспорт.

Гипанис (неавторское фото)
Гипанис (неавторское фото)

Особенность Северо-курильского района Сахалинской области в том, что всё сообщение с внешним миром происходит через Петропавловск-Камчатский, т.е. чтобы приехать в свой административный центр курильчане вынуждены делать пересадку в "столице" соседей, есть ли ещё в России подобные прецеденты? Удивляюсь почему его не передали в Камчатскую область.

-3

Итак, мы в порту Петропавловска. Что нужно знать человеку, решившему морем убыть на Парамушир?

Расписание (имеется в сети), билет можно приобрести онлайн (4000 руб.), в ходу рейс в среднем раз в неделю (летом немного чаще). Если всё хорошо, доедете вы менее чем через сутки. Но есть нюанс - хорошо бывает не так часто, то есть на расписание сильно рассчитывать не стоит - оно примерное. За день - два надо звонить на Сахалин и узнавать. Причём время отхода тоже плавающее. Наш рейс по местным меркам почти не задержали. Жить в ожидании за некоторую плату можно прямо в каюте, но мы предпочли расположиться на сопке рядом, с видом на залив (фото выше).

Порт Петропавловск - Камчатский.
Порт Петропавловск - Камчатский.

В Петропавловске-Камчатском есть современный морской вокзал. Внешне постройка безликая, но интерьер неплохой.

Трёхэтажное здание рассчитано на большое количество людей, но в данный момент действует всё это для 1-2 маленьких теплоходов в неделю!

Немногочисленные собравшиеся пассажиры узнают, что рейс опять задерживают, но всё же до наступления темноты судно "Гипанис" швартуется у пирса.

-6

Быстрая посадка. В сумерках покидаем хорошо защищённую Авачинскую бухту, на берегах которой стоит Петропавловск и живёт подавляющее большинство населения Камчатского края.

Авачинская бухта. На дальнем плане ЗАТО Вилючинск.
Авачинская бухта. На дальнем плане ЗАТО Вилючинск.

После выхода в открытое море ощутимо качает. Хорошая идея сразу спуститься на пассажирскую палубу, где "болтанка" меньше, и готовиться ко сну.

Пассажирская каюта третьей категории напоминает поездное купе, её и убранство пассажирской палубы можно посмотреть в галерее:

Спать под мерное покачивание было хорошо, а с утра мы обнаружили себя уже за сотни километров от города, примерно на середине пути.

По правому борту медленно проплывает дикое и прекрасное камчатское побережье. На протяжении всего пути в почти 400 километров нет ни одного населённого пункта.

На борту.
На борту.

Несмотря на июль месяц во всю продолжает лежать снег. Хотя Камчатку не назвать холодным местом, здесь нигде нет даже вечной мерзлоты, а горы юга не назвать высокими, снега за зиму наметает столько, что тает он потом до следующей зимы.

Южная Камчатка.
Южная Камчатка.

На судне есть столовая. Там могут поесть не только команда, но и пассажиры. Признав в нас путешествующих, позитивная женщина-кок угостила нас. На дальнем-дальнем востоке народ очень гостеприимный. Спасибо ей.

Теплохода Гипанис.
Теплохода Гипанис.

Погода в восточном арктическом районе в том году была на редкость хорошей. Мало кто знает, но плывём сейчас мы по самым дождливым местам в России, единственное, что огорчает - дымка, видать испарения влаги с поверхности земли, чёткие фото не сделать.

Южная Камчатка.
Южная Камчатка.

Теплоход Гипанис - ветеран, судну несколько десятков лет, часто оно стоит на ремонте. Кроме того бывают простои из-за иных неприятностей: то арестуют за долги предприятия, то столкнётся с чем-нибудь и прочее. Движок может заглохнуть прямо в открытом море!

Интересный факт: до 2005 принадлежало национальной академии наук Украины!

В плохую погоду Гипанис тоже не выходит на маршрут, и остров Парамушир на долгое время остаётся без связи с внешним миром, т.к. вертолёт ещё более погодозависимая штука.

Теплохода Гипанис.
Теплохода Гипанис.

Гипанис с древнегреческого переводится как "буйный, бурный". Отсылка к тому, что судно изначально предполагалось эксплуатировать в неспокойных северных морях? Но когда мы плыли вдоль камчатского берега даже почти не качало, можно было вдоволь полюбоваться красотами южной части полуострова.

Теплохода Гипанис.
Теплохода Гипанис.

Побережье Камчатки изрезано не сильно, если бы здесь захотели построить порт, пришлось бы возводить дорогостоящие сооружения.

Южная Камчатка.
Южная Камчатка.

Большинство вершин - потухшие вулканы. Многие так и остаются безымянными. Очень красиво.

Мы то приближаемся, то отдаляемся от берега.

Южная Камчатка.
Южная Камчатка.

Пассажиров в этот рейс немного. Всего судно рассчитано на 30-40 человек, но Гипанис везёт не только людей, но и различное имущество и товары для жителей и организаций Северо-курильского района.

Теплохода Гипанис.
Теплохода Гипанис.

Кроме кают третий категории есть каюты второй, двухместные и на 500 рублей дороже, переплачивать не вижу смысла - тем более на этой палубе сильнее качает.

Теплохода Гипанис.
Теплохода Гипанис.

А с левого борта - безбрежный океан.

-19

Не знаю отчего, но снаружи теплоход выглядит довольно внушительно. Однако находясь на борту так уже не кажется. Даже по фото видно. Обычно наоборот.

Теплохода Гипанис.
Теплохода Гипанис.

Последние километры Камчатки, мыс Лопатка, и мы входим в Первый Курильский пролив.

Южная Камчатка.
Южная Камчатка.

И тут начался сущий кошмар - стало болтать так, что волны накатывали прямо на палубу. Течение из Охотского моря. Здесь это обычное дело, но мой вестибулярный аппарат едва выдерживает подобные нагрузки.

Захотите плыть на Парамушир, будьте готовы к подобному исходу.

Остров Шумшу.
Остров Шумшу.

Вместо Камчатки по правому борту скоро появляется низкий остров Шумшу, который недавно хотели отдать в аренду датчанам.

Остров Шумшу.
Остров Шумшу.

Уже более двух десятилетий как последние жители его покинули.

Берега завалены металлоломом и потерпевшими крушение судами, также можно увидеть японские сооружения береговой обороны. Из-за мощных ветров остров практически лишён серьёзной растительности.

Остров Шумшу.
Остров Шумшу.

А вот и Парамушир.

Парамушир.
Парамушир.

Он встречает нас выбросом из жерла вулкана Эбеко, одного из самых активных в России.

Как и берега Камчатки, Парамушир до середины лета также покрыт массивными снежниками, но здесь они слабо выделяются, потому что засыпаны вулканическим пеплом. Извержения очень досаждают местным жителям.

Салютует Эбеко.
Салютует Эбеко.

Порт Северо-Курильск. В основном, здесь обитают рыболовецкие суда. Какое-то время стоим на рейде - занят причал.

Порт Северо-Курильск.
Порт Северо-Курильск.

Долгожданная суша. Желудок теперь может успокоиться. А теплоход по старой традиции встречают всем миром.

Порт Северо-Курильск. Все фото автора, если не указано иное. 2021 год.
Порт Северо-Курильск. Все фото автора, если не указано иное. 2021 год.

Про сам остров читайте в продолжении:

Капитаны дальнего хождения не забудьте отметиться в комментариях, если вы понимаете о чём я :)

Похожий материал: