Найти тему

Учитель из СС

В 1971 г. задержанный и приговоренный к высшей мере наказания коллаборационист писал советскому правосудию: «Я предал свою Родину, я изменник, я подлец, но я был солдат в стане врага, а не изверг и палач!..» Кем же был осужденный учитель математики?

В феврале 1942 г. в Киеве из украинских добровольцев Буковинского и Киевского куреней был сформирован 101-й шутцманншафтбатальон (вспомогательное подразделение полиции порядка). С июля 1942 г. по июль 1943 г. батальон дислоцировался в Староконстантинове, здесь командование батальоном перешло к Ростиславу Александровичу Муравьеву.

В своей книге «Каратели» Алесь Адамович писал о Муравьеве:

«Муравьев Ростислав Александрович.

Родился 15 октября 1918 года в поселке Игрен Днепропетровской области, беспартийный, образование — высшее. Рост высокий, шея короткая, глаза серые, лоб прямой, нос широкий с горбинкой, губы тонкие, подбородок выступает, уши большие.

Особые приметы: на правой руке отсутствует безымянный палец, поврежден мизинец».

Ростислав Муравьев перед арестом в 1970 г.
Ростислав Муравьев перед арестом в 1970 г.

В плен Муравьев попал в октябре 1941 г. в качестве лейтенанта 926-го стрелкового полка 250-й стрелковой дивизии. В ходе Ржевской битвы полк понес ожесточенные потери и приказом комдива 22.10.1941 г. был расформирован. Муравьев раненым попал в лагерь военнопленных. Позже он оправдывал себя: «Будучи в плену, я во многом заколебался и считал, что навсегда потерял Родину. Я был совершенно обессилен и убит. Уже тогда я считал себя преступником и не понимал, почему так случилось. Я не могу точно сказать, почему оказался в стане врага. У меня не хватило сил сопротивляться, и я стал врагом по стечению обстоятельств. Всему виной война. Попав в плен, я считал себя конченым, потерянным для страны человеком. Я пошел на службу к немцам, т. к. у меня было одно желание – выйти из лагеря. Меня преследовала мысль, чтобы только выжить».

В июле 1943 г. 101-й батальон был переброшен в Белоруссию. Некоторое время действовал совместно с батальоном (с сентября 1943 г.) полком Дирлевангера. В марте 1944 г. батальон вышел из подчинения порядка и был переименован в 23-й шумабатальон СД. Муравьев получил звание оберштурмфюрера СС.

В июле 1944 г. батальон переброшен во Францию и придан истребительному соединению СС «Зюдвест». Участвовал в боях с французским Сопротивлением в районе Веркура.

В августе 1944 г. выведенная из Белоруссии шутцманншафтбригада Зиглинга была переформирована в 30-ю гренадерскую дивизию войск СС (русскую № 2). Батальон Муравьева 12.09.1944 г. был передан в дивизию в качестве Добровольческого батальона Муравьева. По информации российского историка О.В. Романько, Муравьев был дружен с командиром бригады/дивизии оберштурмбаннфюрером СС Гансом Зиглингом, вероятно они познакомились в ходе антипартизанских операций в Белоруссии. Уже 15.09.1944 г. Муравьев подписывает приказ по штабному батальону 30-й гренадерской дивизии войск СС как майор и батальонный командир.

Приказ по штабному батальону 30-й гренадерской дивизии войск СС за подписью Муравьева
Приказ по штабному батальону 30-й гренадерской дивизии войск СС за подписью Муравьева

24 октября батальон Муравьева вошел в состав 77-го гренадерского полка войск СС. 2 ноября 77-й полк был расформирован, а его личный состав был передан на пополнение 75 и 76-го полков СС и формируемую 1-ю пехотную дивизию ВС КОНР. На этом следы Муравьева теряются. Судя по тому, что в 1945 г. он находился в союзном плену на территории Франции, можно предположить, что он остался в составе 30-й дивизии СС и позже сдался союзникам.

2 сентября 1945 г. Муравьев оставил Францию и появился в советской оккупационной зоне. В контрразведке его фамилия была неизвестна и он был этапирован в СССР на общих основаниях. В СССР Муравьев был осужден на 15 лет с конфискацией имущества, заключение отбывал в Воркутлаге.

После освобождения, некоторое время жил на поселении, затем вернулся в Киев и после некоторых мытарств устроился на работу и завел семью. В 1970 г. работал учителем математики в Строительном техникуме в Киеве. Имел личный автомобиль и 4500 рублей сбережений. После задержания в 1970 г. Муравьев был приговорен к высшей мере наказания. Незадолго до смерти, осужденный написал письмо в советские органы правосудия: «Только я лично никого не убивал, не истязал. Это наговоры. Зачем мне это было, если у меня было под командой столько людей? Уже за то, что я ими командовал, я больше, чем они, заслуживаю высшей меры. Какой мне смысл теперь отрицать?..»

Приговор был приведен в исполнение…