Занимаясь написанием статьи про астролябию в иконографии Екатерины Александрийской (деталь, выдающая оригинал: реальную жизнь и судьбу Гипатии Александрийской), я наткнулась на еще один интересный сюжет, у нас малоизвестный.
Восточная женщина и астролябия
В 10 веке в Сирии, в городе Алеппо, жила женщина по имени Аль-Иджлия (Al-Ijiliya), прозванная "Аль-Аструлабийя", "Аль-Аструлаби" или "Аль-Астролаби" (“Al-Astrolabi”). Вариантов написания ее прозвища встречается несколько, а в качестве имени нередко фигурирует "Мариам". Впрочем, действительно ли она носила имя Мариам, неизвестно - возможно, оно было присвоено ей более поздними биографами. А так она звалась по фамилии отца (он - Аль-Иджли, она - Аль-Иджлия).
Откуда взялись сведения об этой уникальной женщине? В интернете чего только не напишут, да еще с ошибками. Нужно искать источник. Он существует. Это труд багдадского книжника 10 века Ибн Аль-Надима (Ibn al-Nadīm), то есть современника нашей героини. Там о ней сказано очень кратко: звали ее Аль-Иджлия (никакого "Мариам"), она действительно делала астролябии, как и ее отец, и они оба учились у багдадского мастера Наустулуса. Затем она работала при дворе сирийского правителя Саифа Аль-Даула в Алеппо.
В связи с этой историей следует чуть подробнее осветить и личность наставника Мухаммада ибн Абдаллаха Настулуса, создателя самой древней из сохранившихся астролябий (927-928 годы). Эта астролябия хранится в Кувейте, в Музее Исламского искусства. Другой изготовленный им инструмент датируется не столь точно и находится в Каире, тоже в Музее Исламского искусства.
С Настулусом тоже всё непросто: в некоторых источниках его последнее имя транскрибируется как Бастулус, что наводит на мысль о его греческом происхождении (Бастулус - искаженное "Апостолос"). Однако ученые полагают, что правильное написание - Настулус.
На мусульманском Востоке астролябия - инструмент, изобретенный в Древней Греции в 3 веке до н.э., - пользовался популярностью. Сохранилось немало средневековых образцов, начиная с уже упомянутой астролябии Настулуса 928 года.
Предание гласит, что астролябии, созданные "Мариам", работали так безупречно и выглядели так красиво, что ценились очень дорого. Однако, поскольку она не подписывала свои работы, мы не можем судить об их сохранности и внешнем виде. Считается, что с 944 до 967 года "Госпожа Астролябия" находилась на службе у эмира Алеппо, Саифа Аль-Даула. Возможно, в 967 году она скончалась.
Была ли она только искусным мастером или также ученым-астрономом? К сожалению, о личности этой женщины известно очень мало, помимо приведенных тут скудных фактов. Первоисточников просто нет, что, в общем не удивительно, учитывая местные традиции. Мусульманка из почтенной семьи, даже блестяще одаренная, должна была вести себя скромно, если дорожила репутацией порядочной женщины. Но, думается, для создания астролябий требовалось хорошо разбираться в астрономии и вести собственные наблюдения. Поэтому, вероятно, ее можно считать женщиной-астрономом - редкое явление для 10 века, в том числе на Востоке. В Европе того времени таких вообще не было.
Научный трактат о ранних астролябиях написал и выложил в сеть в 2018 году математик и ориенталист из Франкфурта, David A. King: "The Astrolabe: What it is & what it is not". Текст распространяется открыто, можно скачать и почитать тут: davidaking.academia.edu. Я также опираюсь здесь на эту монографию.
Воскрешение в 21 веке
Внимание к почти легендарной личности Аль-Астурлаби вновь вспыхнуло в 20 веке после публикации в 2015 году фантастического романа американской писательницы нигерийского происхождения Ннеди Окорафор (Nnedi Okorafor, р. 1974) под названием "Бинти". Он переведен на русский язык, можно купить и почитать.
Героиня книги - юная африканка Бинти - отправляется на учебу в галактический университет, но на звездолет нападает враждебная инопланетная раса космических медуз, с которыми она вынуждена вступить в контакт.
Бинти отличается тем, что умеет конструировать... астролябии. На эту деталь писательницу натолкнуло знакомство со скудными сведениями о Аль-Астурлаби, а успех книги, в свою очередь, вызвал интерес публики к средневековой мастерице.
В нашем мире всё взаимосвязано, история пересекается с фантастикой, архаика - с эрой космических перелетов.
--
В моих романах тоже присутствуют и ученые восточные красавицы (биогенетик Фатима), и потомки выходцев из Африки (основательница Колледжа космолингвистики, эфиопка Тесса Аллулу, и темнокожий бразилец Сезар, космоэтнограф). Это не ради политкорректности, а ради полноты портрета человечества будущего, которое помнит о своих исторических корнях, но не зацикливается на своей идентичности. Ибо Вселенная - одна на всех, и наука тоже едина.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".