Медиевистика - не моя специализация, хотя Средневековьем, конечно, интересуюсь. Вплотную заниматься этой темой приходится примерно раз в два года, когда в общем курсе истории музыки читаю средневековые темы и попутно обновляю свои знания.
Имя ученого немецкого монаха Германа Расслабленного (1013-1054, он же Ге́рман из Райхена́у, или Герман Контрактус, собственно, Contractus и значит "Расслабленный") регулярно приходится упоминать в связи с теорией музыки и с весьма своеобразным жанром секвенции.
Вы не знаете, что такое "секвенция" в средневековой музыке? Тогда я иду к вам с ликбезом. Ну, или пропустите этот раздел и сразу переходите к астролябии (тоже занятная штука).
Как запомнить незапоминаемое
Монах Герман, происходивший из графской семьи, был глубоким инвалидом с детства, и путь его лежал в монастырь, а единственной отрадой была книжная и музыкальная премудрость.
Но не все монахи, даже певчие, могли похвастать не то что грамотностью, а бойким умом и хорошей памятью. Мелодии церковных песнопений приходилось заучивать наизусть, причем обычно - со слуха. Представление о том, будто одноголосная средневековая музыка была примитивной, крайне ошибочно. Некоторые из мелодий были необычайно извилистыми, а текста в них было мало. Например, практиковались невероятно затейливые распевы одного-единственного слова - "Аллилуйя".
Герман обучал певчих и придумал отличный мнемонический метод, подтекстовав некоторые мелодии легко запоминающимися стихами. Дело пошло бодро, певчие схватывали эти песни на лету.
Ну, в свое время, штудируя латынь, мы тоже подкладывали под "Памятник" Горация (Exegi monument') мелодию "Степь да степь кругом", - скорее ради веселья, хотя с известной музыкой стихи запоминались намертво.
Такой жанр в Средневековье получил название "секвенция". Происхождение термина темно и спорно, я в это тут вдаваться не буду. Просто объясняю, что это такое, и почему про Германа Расслабленного нелишне упомянуть в курсе истории музыки. Правда, теперь его авторство не оспаривается лишь в отношении двух не самых знаменитых секвенций, а две другие, знаменитые, считаются ныне анонимными: это Salve Regina и Alma Redemptoris Mater.
Казалось бы, зачем городить огород с подтекстовками, если можно раздать ноты - и пусть поют по ним? Но знакомой нам системы нотной записи еще не существовало; нотоносец придумал современник Германа - великий Гвидо Аретинский (ок. 990 - ок. 1050), и случилось это примерно в 1030-е годы, а в обиход система Гвидо была широко внедрена несколько позже, с благословения Папы Римского.
Герман Расслабленный придумал собственную систему музыкальной нотации, соединявшей латинские и греческие буквы. Однако с текстами запоминать мелодии было явно проще.
Астролябия и астрономия
На картинке, предпосланной этой статье, Герман изображен не с музыкальным свитком, а с астрономическим прибором.
Вот картинка целиком. Здесь изображены древнегреческий ученый Евклид и некий Герман, которого принято считать именно Германом Расслабленным, хотя есть и другие версии (Герман Далматинский). Картинка из рукописи 13 века, так что рисовано явно не с натуры. Манускрипт - в Бодлеанской библиотеке, Ashmole MS 304, fol 2.
Ученые занимаются, как легко понять, астрономией, наблюдают звездное небо. У Евклида в одной руке - сфера, с другой - подзорная труба. А у Германа, как явствует из надписи - астролябия.
Это не случайно. Герман Расслабленный написал трактат «De Mensura Astrolabii», который получил широкую известность в довольно узких тогда научных кругах.
Астролябия была изобретена еще в Древней Греции, примерно в 3 веке до н.э., и само слово - из двух греческих корней: ἀστρο-λάβος значит "берущий звезды". Основана на принципе стереографической проекции, то есть точки на сфере переводятся в точки на плоскости.
Инструмент служил для измерения горизонтальных углов и определения широт и долгот небесных тел.
Состоит астролябия из внешней "тарелки" с размеченными градусами и часами. Внутри находится "тимпан", круглый плоский диск с нанесенными на него точками небесной стереографической проекции. Завершает композицию так называемый "паук" - круглая решетка, на которой обозначен зодиакальный круг со шкалой, показывающей движение Солнца. Излагаю крайне упрощенно, просто для понимания сути картинки.
Части астролябии имеют на других языках и другие названия. Не "тарелка", а "материнский диск" (почти "материнская плата"!), не "тимпан", а "диски широт", лишь "паук" - он и есть паук (или "паутина").
Прибор хитроумно устроенный и красивый на вид. На миниатюре с Евклидом и Германом астролябия показана очень упрощенно, но вообще-то даже самые старые из сохранившихся образцов выглядят отнюдь не примитивно.
В раннем Средневековье об астролябии еще помнили, затем ею пользовались для астрономических вычислений ученые исламского Востока (тогда они были в авангарде, и языком науки был арабский, а вовсе не латынь!). Кружным путем, через Восток, астролябия вернулась в Западную Европу.
В 11 веке, когда жил Герман Расслабленный, она в Европе была еще в новинку. Но, как мы видим, ученый монах освоил ее и написал про нее трактат.
Уже с 12 века прибор вошел в моду, и в последующие века астролябия стала обязательным инструментом астрономов и прочих людей, занятых наблюдениями над звездным небом. Тут были свои нюансы: западноевропейские астролябии нужно было приспосабливать под карту звездного неба в северных широтах.
Некоторые астролябии выглядели скромно, а другие, наоборот, роскошно (особенно на Востоке). Для астрономов это был рабочий инструмент, но знатные покровители наук считали астролябию драгоценным подарком, и такие вещицы отделывались, чтобы радовать глаз и тешить тщеславие своего обладателя.
Что из всего этого следует?
- Идеи не умирают. Они находят себе формы жизни, порой неожиданные, и в нужный момент вновь выходят на поверхность (как случилось с астролябией).
- Средневековье - отнюдь не "темное" и не "дремучее" время, хотя ученых людей в нашем смысле слова тогда действительно было мало, и подавляющее большинство из них были священниками или монахами. Среди них встречались совершенно удивительные личности с очень разносторонними интересами, вроде Германа Расслабленного.
- Физический недуг - отнюдь не повод опускать руки и вести жалкую жизнь инвалида, опекаемого из милосердия. Герман был парализован, у него была неважная дикция, но это не помешало ему остаться в истории разных дисциплин: и в качестве музыканта и теоретика музыки, и в качестве астронома, и в качестве историка-хрониста (об этом я не пишу, и так много всего).
- Музыка (вернее, теория музыки) и астрономия в Средние века принадлежали к кругу наук Квадривия, наряду с арифметикой и геометрией, так что связь между ними никого не удивляла.
Про астролябию продолжение вскоре последует...
Сюжет оказался занимательным, причем неожиданно образовался феминистический уклон (следите за дальнейшими статьями).
--
В моей космоопере, где действие происходит в довольно отдаленном будущем, герои никакими астролябиями не пользуются, у них есть компьютеры. Но, согласитесь, астролябия - это красиво.
Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).
Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".