В рамках одной статьи, невозможно полностью рассмотреть все, многообразные проявления духовности личности и их конкретные воплощения в тех или иных феноменах человеческого существования. Поэтому мы ограничимся рассмотрением наиболее важных аспектов проявления духовной составляющей личности, к которым, на наш взгляд, относятся: рефлексия, творчество, умение любить, поиск смысла жизни, ценностная ориентация, эмоциональность, гуманность, ментальность, религиозность, самосовершенствование и самоконтроль, стремление к риску, оптимизм, свобода воли. Причём, поскольку их структурированность и выстраивание иерархии по степени важности, вызывает определённые затруднения и является вопросом, в высшей степени спорным и дискуссионным, постольку рассматриваться они будут не по степени важности, а в произвольном порядке.
Одним из важнейших проявлений духовного аспекта личности можно считать рефлексию. Термин «рефлексия» можно понимать в двух взаимосвязанных, но не тождественных смыслах: 1) рефлексия – осмысление актов сознания и их оценка (мышление о мышлении); 2) рефлексия – осмысление индивидом собственного существования и его оценка. В первом смысле рефлексия тесно взаимосвязана с гносеологической и логической проблематикой, во втором – с поиском и нахождением смысла жизни. Рефлексия важнейший собственно человеческий конструкт, позволяющий совершенствовать всю душевную и духовную структуру человека, делая его умнее и человечнее. Рефлексия – важнейшее категориальное отличие человека от всего остального мира. Все собственно человеческие проявления, все проявления человеческого духа, духовного бытия поддаются определению через рефлексию.
Выражение «рефлексирующий интеллигент», обычно употребляется в уничижительном смысле. Дескать, когда коту делать нечего он под хвостом лижет, а когда человеку делать нечего, он в себе копается, ищет объяснение и мотивы своих поступков, думает правильно ли он прожил уже прошедшую часть жизни и как жить дальше. Считается, что нормальный человек этим заниматься не будет, у него всегда найдутся дела поважнее: денег заработать, быт и личную жизнь обустроить и т.д. Но на самом деле умение и желание рефлексировать – одно из категориальных отличий человека, причём как в родовом (отличие от других животных), так и в индивидуальном (отличия одного индивида от остальных) плане.
Ещё один важнейший аспект духовного проявления личности – творчество, творческое начало и, связанные с ним, проявления воображения и фантазии. Воображение – способность в результате психической деятельности создавать новые чувственные или мыслительные образы на основе преобразования полученных от действительности впечатлений, способность представлять отсутствующий или реально не существующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Воображение возникает в результате трудовой деятельности человека, которая без воображения не могла бы быть целесообразной и плодотворной. Характерный для воображения отход от реальности позволяет определить его, как процесс преобразующего отражения действительности. Главная функция воображения состоит в идеальном представлении результата деятельности до того, как он будет достигнут реально, в предвосхищении того, чего ещё не существует.
Одно из важнейших, а возможно даже наиболее важное проявление духовной составляющей человека (в широком смысле – духа, а в узком – души) это способность любить и быть любимым. Любовь, являясь одной из самых интимных сторон жизни, выступает фундаментальной характеристикой (категорий) человеческого бытия. Этот феномен и проявление духовности человека, и показатель духовного (душевного) развития индивида. Бездуховные и бездушные (т.е. не развитые духовно и душевно) индивиды не могут любить по-настоящему, в лучшем случае они могут испытывать эмоции похожие на любовь, но это не настоящая любовь, а суррогат, подделка. Отсюда возникает подлинно философский вопрос: как отличить подлинную, настоящую любовь от поддельной? На этот счёт существуют различные точки зрения, и в философии, и в обыденном сознании, но, на наш взгляд, главный критерий различия: готовность добровольно и бескорыстно заботиться об объекте любви – охранять, сохранять, поддерживать – ничего не требуя взамен. Там где начинается торг («а что я с этого буду иметь?», «а что мне за это будет?») там заканчивается любовь. Причём любая из её разновидностей. Любовь понятие многоликое, разновидностей любви существует множество: любовь к родителям, детям и прочим родственникам; любовь к человечеству; любовь к Родине; любовь к Богу; любовь к истине; любовь к искусству; любовь к самому себе и т.д. Всего и не перечислить. Но общая основа для всех видов любви одна: если это подлинная, а не поддельная любовь, то человек всегда готов пожертвовать всем, что имеет, включая собственную жизнь (всегда готов к самопожертвованию), ради того, кого или что он любит, готов пожертвовать всем ради родственников, ради человечества, ради Родины, ради Бога, ради истины, ради искусства, и т.д. Среди всех разновидностей любви наибольший интерес (в т.ч. и в истории философской мысли), как правило, вызывает половая (эротическая) любовь. Особый интерес к ней не случаен. Многие считают её высшим типом любви (хотя, с точки зрения религии, таковой, несомненно, должна быть признана любовь к Богу), наиболее ярким, концентрированным и типичным проявлением. Некоторые даже отождествляют её вообще со всякой любовью, тем самым, имплицитно отрицая все другие виды любви. С этим, конечно, нельзя согласиться, но можно согласиться с тем, что половая любовь среди всех видов любви занимает особое место – она исторически первая форма любви (если что с ней и может поспорить в возрасте, то разве что любовь к детям и к родителям) и первая ассоциация, которая возникает практически у каждого человека при слове любовь – это именно половая любовь.
Одно из важнейших проявлений духовной составляющей человека – это поиск смысла (в т.ч. смысла жизни) и наделение предметов и явлений смыслом. Некоторые исследователи полагают, что никакого объективного смысла нет; человек – творец смысла. А поскольку вопросами смысла задается лишь человек, то именно его бытие, т.е. его жизнь и деятельность создают смыслы, которыми он наделяет объекты или события. Отсюда задача познания их изнутри, т.е. понимание.
С тем, что никакого объективного смысла нет, можно согласиться частично. Действительно, смысл как мысленное содержание – невозможен без субъекта мышления; смысл как содержание, связываемое с тем или иным выражением языка – невозможен без носителя языка; смысл как ответ на вопросы: «для чего?», «зачем?», «отчего?», «с какой целью?» – невозможен без субъекта задающего эти вопросы и отвечающего на них. Но, в то же время, ответ на вопросы должен строиться на объективных, а не на произвольных основаниях, содержание языкового выражения должно соответствовать сущности объекта, обозначаемого этим языковым выражением, тоже можно сказать и о мысленном содержании. Поэтому человек не творец смысла, а его находитель, наделятель, открыватель и изучатель. Но можно согласиться с тем, что вопросами смысла (в т.ч. смысла жизни) задаётся лишь человек (не считая возможного существования других познающих субъектов в Космосе или в иных измерениях), именно в силу того, что он познающий субъект. Последнее понятие входит составной частью в более широкое – субъект сознания, а оно в ещё более широкое – субъект духа. Субъект духа – это тот, кто обладает духовностью, т.е. высшими собственно человеческими слоями психики – сознанием, душой и духом. Субъект сознания – тот, кто обладает сознанием – способностью к познанию действительности, субъект познания – тот, кто познаёт действительность, добывает и усваивает знания.
Человек как субъект духа ищет смысл во всём, в т.ч. и в собственном существовании (смысл жизни). Поиск и нахождение (обретение) смысла жизни, пожалуй, самое важное проявление духовной составляющей человека. Человек как субъект социальных отношений должен быть больше озабочен поиском смысла существования и развития общества, а вот именно как субъект духа – поиском смысла собственного существования и развития. Хотя люди с гипертрофированной социальной составляющей, действительно, больше склонны искать смысл не в собственной жизни, а в развитии общества (в построении коммунизма и т.п.), а люди с гармонично развитыми социальной и духовной составляющими склонны «вписывать» смысл своего личного, индивидуального существования в более широкий контекст существования и развития общества.
Некоторые авторы полагают, что смысл не задан нам, мы можем выбрать себе деятельность, призвание, в которой обретаем смысл. С этим нельзя полностью согласиться. Разумеется, кто-то может выбрать себе недостойную или даже человеконенавистническую деятельность и обрести в ней смысл и быть твердо убеждённым в том, что это подлинный смысл его жизни, но на самом деле это не настоящий смысл, вряд ли по этому поводу возможны серьёзные дискуссии. Поэтому, с одной стороны, смысл жизни именно задан и задан он не Богом или иной высшей силой, не природой или Вселенной, и не обществом, не классом, нацией или социальной группой, а именно самой сущностью человека. Если понимать сущность как биосоциодуховную, то смысл жизни человека: как биологического существа в достижении здоровья, долголетия, в продолжении рода; как социального существа – в прогрессивном развитии общества и в синхронном развитии себя и общества; как духовного существа – в универсальном, разностороннем и гармоничном развитии, в развитии сознания (разумность), души (душевность, добрая эмоциональность), духа (творческая активность, деятельность).
С проблемой поиска и нахождения смысла жизни связана и ценностная ориентация личности. Не случайно – проблема смысла жизни – одна из старейших и «вечных» философских проблем, но до недавнего времени работ, посвящённых ей «напрямую» почти не было. Это объясняется тем, что, начиная с античности, эта проблема исследовалась, в основном в рамках этики, а последняя всегда была тесно связана с поиском ценностных оснований – «что такое хорошо и что такое плохо». «Возможно, основополагающим критерием ценностей является их способность влиять на выживание и развитие, как индивида, так и человечества. Эйнштейн как-то заметил, что тот, кто ощущает свою жизнь лишённой смысла, не только не счастлив, но и вряд ли жизнеспособен…Ценности – основной элемент построения модели будущего, написания и реализации программы его достижения. Тут пролегают основные разломы в предметном, социальном и духовном мире человека. Поэтому понимание закономерностей развития и знание методов построения ценностных систем даёт принципиальные преимущества в политике, бизнесе и личной жизни» (см. Соловьёв И.И. Значение ценностей в жизни человека / И.И. Соловьёв // Человек в современных философских концепциях: мат-лы Третьей междунар. науч. конф., г. Волгоград, 14–17 сентября 2004 г.: в 2 т. − Т. 2. − Волгоград: ПРИНТ, 2004. – С. 299-303).
Хотя ценности бывают не только духовные, но и материальные, социальные, биологические и т.д., всё же само существование ценностей, сам факт оценивания, безусловно, является проявлением духовного аспекта личности. Личность – носитель не только социальных, но и духовных качеств, среди которых важное место занимает ценностная ориентация человека.
Ещё одно проявление – эмоциональность. Эмоциональность связана с переживанием. Попытки ответить на вопрос: «Что представляет собой переживание?» постоянно затрагивали умы различных учёных. Несмотря на интерес к проблеме, в настоящее время отсутствует однозначное (не говоря уже об общепризнанном) понимание того, что представляет собой переживание и какую роль в жизни и развитии человека оно играет Духновский придерживается позиции, согласно которой переживание представляет собой пристрастное отношение процессов психики субъекта, его сознания, к основам его бытия, опосредованное его деятельностью и воплощённое в определённые личностные структуры, обеспечивающие регуляцию жизнедеятельности субъекта в соответствии с логикой жизненной необходимости. Кроме этого, переживание всегда субъективно; оно интуитивно-рациональное (инстинктивно-интелектуальное). Оно также связано с ценностно-смысловой сферой человека, который посредством переживания мира развивает и формирует её.
Однако, способность к переживанию и вообще к проявлениям эмоциональности в наше время подвергается серьёзным испытаниям. Как справедливо пишет Е.Б. Якимович: «Аффективность вытеснена ощущением безразличного, “замороженного” спокойствия, которое, несмотря ни на изменчивость политических и военных режимов, ни на обилие террористических актов, остаётся общим эмоциональным фоном нашего повседневного существования» (Якимович Е.Б. Новая чувственность человека эпохи «позднего капитализма» / Е.Б. Якимович // Человек в современных философских концепциях: мат-лы Третьей междунар. науч. конф., г. Волгоград, 14–17 сент. 2004 г.: в 2 т. − Т. 2. − Волгоград: ПРИНТ, 2004. – С. 482-486, c. 486]. Разумеется, такое проявление эмоциональности (безэмоциональность) (конечно, в психологическом смысле (с точки зрения психологии, как науки) такое проявление нельзя назвать безэмоциональностью, потому что эмоции в нём всё-равно присутствуют, но в философском смысле, пожалуй, можно назвать именно так) нельзя признать нормальным и объективно полезным для развития общества, поэтому следует развивать не только интеллект и духовность (в узком смысле), но и душевность, способность к эмоциональному переживанию и сопереживанию. Эту способность следует признать одним из важнейших проявлений духовного аспекта личности.
Ещё одно проявление духовной составляющей человека – гуманность, гуманизм. Проявления гуманности идут либо от души (человек непроизвольно ставит себя на место слабого, бедного, нуждающегося, хотя умом и понимает, что это маловероятно), либо от сознания (человек на уровне теоретической рефлексии доводит идею всеобщей истребительной «войны всех против всех» до логического конца, до абсурда и приходит к мысли о необходимости прямо противоположного образа жизни), либо от духа (человеку нравится быть защитником обиженных (на теоретическом или практическом уровнях), через это реализуется его творческая активность), либо от души, сознания и духа одновременно, т.е. от духовной составляющей сущности человека. Однако, требует дальнейшей разработки само понятие гуманизма. Многозначность и неопределённость этого термина в настоящее время лишают его научной корректности и реальной содержательности, хотя именно гуманизм должен выступать в качестве критерия оценки человеческой деятельности.
Важные проявления духовной составляющей человека это его менталитет и ментальность. Следует различать индивидуальный и общественный менталитет (точно так же, как индивидуальное и общественное сознание, индивидуальное и общественное мировоззрение). Индивидуальный менталитет – общая духовная настроенность личности (индивида). Общественный менталитет – психолигические и духовные особенности той или иной социальной группы (групповой менталитет), общественного класса (классовый менталитет), нации (национальный менталитет). Понятие, «национальный менталитет», которое многие исследователи отождествляют с «общественным менталитетом» или даже в целом, с «менталитетом», на самом деле является более узким, как одна из разновидностей общественного менталитета. Ментальность тоже более узкое понятие, чем менталитет. Соотношение менталитета и ментальности подобно соотношению сознания и сознательности. Кроме того, не следует путать «сознательность» и «сознательное». «Сознательное» – как один из уровней (слоёв) психики, наряду с «подсознательным» и «бессознательным», характеризуется способностью осознавать истинные мотивы своих действий и поступков, чувств, эмоций и т.д. (если эти мотивы «плохо» осознаются, то это «подсознательные» мотивы, а если «совсем плохо», то бессознательные), а «сознательность», как особое качество сознания – способность делать всё «по уму», в соответствии с собственными представлениями о правильности действий. Не каждый, обладающий сознанием, обладает также и сознательностью. «Сознательный» – делающий всё правильно, «по уму», в чётком соответствии с им самим утвержденной целью и программой действий (хотя, кроме «сознательности», для этого требуется ещё сильная воля), а «несознательный» – это тот, кто либо вообще не имеет и не хочет иметь цели и программы, либо имеет, но не выполняет, в силу своей «несознательности» (хотя причина может быть и в другом – в безволии, в отсутствии сильной воли).
Таким образом, менталитет – общая духовная настроенность (направленность), а ментальность – претворение этой направленности в жизнь, жизнь в соответствии с собственной духовной настроенностью – менталитетом. Между менталитетом и ментальностью возможен и разлад: человек (или социальная группа) имеет одну духовную настроенность (настроен на одно), а живёт по другому, испытывая от этого дискомфорт и душевный разлад. По аналогии с «несознательным», такого индивида можно назвать «безментальным». Как и сознание, менталитет и особенно ментальность тесно связаны с языком, с речью. А поскольку язык – важнейший социокультурный признак нации, постольку даже «не-национальный» менталитет (классовый, груповой, личный (индивидуальный) и др.) тесно связан с национальным (т.е. с тем, который человек для себя считает родным, на котором он думает) языком. Возможно, это одна из причин, почему понятие «национальный менталитет» часто путают с другими разновидностями данного понятия.
Очень часто духовные проявления человека отождествляют с религиозностью. «Что бы ни говорили сторонники эволюционной теории, человека разумного от животных отделяет бездонная пропасть – у него есть духовные потребности. На свет он появляется с мучительной жаждой проникнуть в неведомое. Испокон веков, неугомонный, он ищет своё место в материальном мире и Вселенной и бьётся над вопросами: в чем смысл жизни? Что происходит при смерти? Он тянется к чему-то высшему и могущественному, что помогло бы ему контролировать свою жизнь и окружение…“Можно только подивиться упорству, с которым человек пытается выйти за рамки возможного. Он никогда не сосредоточивал свои силы исключительно на животном потреблении, но продолжал инстинктивно тянуться к недостижимому. Эта подспудная, внутренняя сила, движущая человеком, – не что иное, как его духовность”» (Человечество в поисках Бога. Brooklyn, New York, Watchtower Bible and Tract Society of New York, Inc. 2006. – 384 с.c. 73). Конечно, отождествлять духовность с религиозностью неправильно, но религиозность может быть (а может и не быть) среди проявлений духовного аспекта личности человека. Многие исследователи указывают, что человек это существо которое молится и ищет Бога, человек создаёт себя в соответствии с идеей которую он стремится обрести у Бога. Возможно, как на одну из особенностей родового человека (которая присуща не всякому индивиду, а присутствует у рода в целом) можно указать и на эту, но, во-первых, она не единственная и не главная особенность человека, а, во-вторых, это не доказывает, что Бог есть, а доказывает только то, что человек: во-первых, стремится к идеалу, живёт не только материальными, но и духовными интересами и ценностями (которые не тождественны религиозным, но могут включать (а могут и не включать) их в себя в качестве составной части), а, во-вторых, ищет на кого бы переложить ответственность за себя и свою жизнь, и за всё происходящее в мире.
Самоконтроль, самосовершенствование, самообразование, самовоспитание, саморазвитие – всё это взаимосвязанные показатели развития духовного аспекта. Чем больше индивид развит духовно, тем больше он склонен к самосовершенствованию и самоконтролю. Человек становится всё более свободным от насильственного подчинения, которое заменяется самоконтролем. В связи с этим институционально-нормативные механизмы социального регулирования всё менее способны учитывать специфику жизнедеятельности отдельных групп и индивидов, и особую значимость приобретает саморегулирование индивидами своего поведения, которое является следствием проявления не социального, а именно духовного аспекта личности.
Существа лишённые духовного начала (животные) рискуют только по необходимости и, там где возможно, избегают риска. Наличие духовного начала у человека приводит к тому, что человек стремится не уменьшать, а увеличивать риск. Понятие риска связывается с новым семантическим кустом: шанс, возможность, проба. Ситуации риска становятся нормальными с точки зрения того, что именно в них происходит оформление нового образца деятельности. Именно в момент риска, в ситуации неопределенности («как следует действовать?»), возникает возможность субъектного действия – конструктивной антропопрактики – практики построения оснований собственной деятельности как ответственной и произвольной.
Важным показателем духовного развития личности является неиссякаемый оптимизм. Одухотворенный человек (духовно развитый человек) – оптимист, видит или предчувствует свое жизненное назначение, а потому легко выполняет то, к чему приставлен, делает это с радостью и благодарностью. Одухотворенный человек верит в людей, в свое земное предназначение. Это очень доброе и плодотворное состояние человека, находящегося в ладу с верой, надежной, любовью. Конечно, окружающая действительность даёт мало поводов для оптимизма и с каждым днём всё меньше. Но неиссякаемый оптимизм одухотворённого человека строится не на неведении подлинного положения вещей, не на знаменитом "авось", не на иллюзиях и самообмане, но на трёх китах: Вере, Надежде, Любви, на Вере в себя и свои силы, на Надежде на успех
и на Любви к природе, обществу, человеку.
Ещё одним из самых важных проявлений духовной составляющей человека и, одновременно, следствием присутствия у него этой составляющей, следует считать наличие у человека свободы выбора, свободы воли, личной свободы, а также связанной с нею ответственности за результаты выбора. Но об этом мы уже писали в отдельной статье.