Найти тему
АвиаОбоз

The Financial Times. Авиакатастрофа в Японии: угроза столкновений самолетов на земле растет

Сгоревшие останки самолета Japan Airlines в токийском аэропорту Ханэда стали отрезвляющим напоминанием о том, что многие из худших авиационных происшествий происходят на земле, а не в воздухе.

Следователи провели неделю, исследуя последовательность событий, которые привели к столкновению самолета JAL Airbus A350 и турбовинтового самолета береговой охраны. Почти все из 400 пассажиров и членов экипажа на борту JAL покинули самолет, но пятеро из шести членов команды береговой охраны погибли.

Расследование Совета по безопасности на транспорте Японии проводится параллельно с полицейским расследованием возможной халатности. Государственная телекомпания NHK сообщила в пятницу, что записи с камер аэропорта показали, что самолет береговой охраны, возможно, по ошибке 40 секунд находился на взлетно-посадочной полосе перед столкновением.

Эксперты по авиационной безопасности предостерегают от предварительных результатов расследования, но они заявили, что эта катастрофа и рост числа инцидентов в последнее время подчеркнули опасности, с которыми сталкиваются пассажиры на земле, а также необходимость улучшения систем оповещения для предотвращения подобных столкновений.

«Аэропорты становятся все более загруженными, движение на взлетно-посадочных полосах усложняется», — сказал Hassan Shahidi, исполнительный директор американской некоммерческой организации Flight Safety Foundation - Фонд безопасности полетов.

«Это вызывает обеспокоенность, и необходимы международные усилия, чтобы предотвратить растущую тенденцию».

Чаще, чем вы думаете: инциденты на ВПП в США за десятилетие

Данные: FAA/DoT
Данные: FAA/DoT

Данные: FAA/DoT
Данные: FAA/DoT

Столкновения на ВПП могут иметь катастрофические последствия. Самая смертоносная авария произошла в 1977 году, когда два Boeing 747 столкнулись на взлетно-посадочной полосе в аэропорту Тенерифе из-за неразберихи с разрешениями на взлет, в результате чего погибло 583 человека.

Катастрофа привела к серьезным изменениям в протоколах безопасности, включая более четкую связь между диспетчерской вышкой и кабиной пилотов. Благодаря строгим стандартам разделения самолетов на земле и в небе отрасль может похвастаться все более высокими показателями безопасности.

Однако один из пилотов British Airways в отставке заявил, что риск возникновения проблем на земле по-прежнему выше, чем в воздухе. «Это среда с высокой рабочей нагрузкой, где необходимо уделять больше внимания деталям», — сказал он.

Согласно отчету Flight Safety Foundation, самолеты используют системы предотвращения столкновений, пока они находятся в воздухе, но в аэропортах не существует универсальной «последней линии защиты».

Современные самолеты оснащены усовершенствованными системами предупреждения о приближении к земле, которые предоставляют экипажам своевременную и точную информацию о возможном приближении к препятствиям при посадке. Однако наземные технологии «зачастую являются очень дорогостоящими и не поддаются масштабированию для размещения в тысячах аэропортов», - добавил он.

Эксперты по авиационной безопасности заявили, что разработать специальную наземную систему оповещения сложнее, учитывая различные типы самолетов и транспортных средств на земле. И важно не разработать систему, которая бы давала пилотам ложные оповещения.

Американская компания Honeywell уже использует различные технологии по обеспечению безопасности на ВПП, но работает над новой системой «наземного оповещения», предназначенной для предотвращения несанкционированных выездов на взлетно-посадочную полосу путем предоставления пилотам визуальных и звуковых предупреждений об опасностях.

Технология, которая может быть готова к внедрению в течение ближайших нескольких лет, «анализирует данные о местоположении самолета с помощью специализированных алгоритмов, чтобы предупреждать пилотов, если самолет или наземное транспортное средство находится на взлетно-посадочной полосе или рядом с ней», - сказал Jim Currier, директор Honeywell Aerospace.

Место катастрофы на Тенерифе в 1977 году. Фото: ANP/AFT
Место катастрофы на Тенерифе в 1977 году. Фото: ANP/AFT

Tomoki Kuwano, бывший пилот JAL, принимавший участие в многочисленных расследованиях авиапроисшествий, призвал к более широкому расследованию того, почему до сих пор не было более сложных систем предотвращения инцидентов, подобных тому, что произошло в Токио.

«Это не на дорогах со светофорами. Приказ остановиться или двигаться в аэропортах отдаются голосом, и пока это так, существует риск человеческой ошибки и недопонимания», — сказал Tomoki Kuwano.

Регулирующие органы и эксперты заявили, что не существует какого-то одного фактора, стоящего за увеличением количества происшествий. Но проблемы возникли из-за того, что аэропорты стали более загруженными после отмены ковидных ограничений, что привело к перегруженности авиаузлов и нехватке персонала в некоторых диспетчерских пунктах.

Ряд специалистов считает, что связь между пилотами и диспетчерскими вышками ухудшилась.

«Порядок вещей не так надежен, как в прошлом. Я думаю, мы наблюдаем стечение факторов: коронавирус, потеря опыта и рабочей силы», — сказал Hassan Shahidi.

В США на 1 тыс. диспетчеров меньше, чем десять лет назад, а в Европе профсоюзы предупреждают о рисках нехватки кадров и усталости пилотов и диспетчеров.

Безопасность ВПП находится под особым вниманием в США, где, по данным Flight Safety Foundation,
в 2023 году произошло почти два десятка потенциально серьезных инцидентов, включая опасное сближение пассажирского самолета Southwest с грузовым судном FedEx в Техасе в феврале.

В докладе о безопасности воздушного движения, опубликованном в ноябре по заказу FAA отмечается, что наблюдается рост числа серьезных инцидентов на взлетно-посадочной полосе, а системы управления воздушным движением страдают от «недостаточного финансирования» персонала, оборудования и технологий.

FAA заявило, что «преследует цель свести к минимуму опасные ситуации» и приняло комплексные меры, включающие инвестиции в $200 млн в освещение взлетно-посадочных полос в аэропортах.

Учитывая, что пассажиропоток, по прогнозам, вскоре превысит доэпидемический уровень, многие аэропорты с ограниченной пропускной способностью будут вынуждены принимать столько рейсов, сколько сможет безопасно выдержать их инфраструктура.

«Безопасность требует инвестиций. Возможно, вы не сразу почувствуете преимущества, но однажды они окупятся», — сказал Frederic Deleau, вице-президент Международной федерации ассоциаций авиадиспетчеров в Европе.

Тем не менее, полеты остаются безопасными. В 2023 году катастроф со смертельным исходом с участием крупных пассажирских самолетов не произошло. По данным нидерландской авиационной консалтинговой компании To70, произошло две катастрофы с участием небольших самолетов, в результате которых погибло 86 человек, но эта цифра все еще остается рекордно низкой.

Эти цифры эквивалентны менее чем одному несчастному случаю со смертельным исходом на каждые 15 млн полетов.

Пока продолжались поиски бортовых самописцев на обломках A350, эксперты заявили, что уроки, извлеченные из катастрофы в Японии также повлияют на разработку политики, направленной на снижение вероятности аварий и столкновений.

«Мы можем извлечь уроки из аварии, чтобы улучшить систему, сделать ее более безопасной и устойчивой», — сказал Frederic Deleau.

Источник: The Financial Times

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале