Креативное образование − образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека.
Побуждение ученика к самостоятельному учебному труду является одной из важнейших функций педагога. Зажечь знаниями, вдохновить на творческое действие, раскрыть потенциал ребёнка - главная задача педагога.
Креативный педагог не просто учит, но и разжигает у ученика интерес к знаниям, любознательность, охоту к учебе.
Безынициативного, не желающего действовать самостоятельно ученика сложнее обучить. Сейчас очень большое потребление информации (гаджеты, компьютер, телевизор), онлайн-образование с "кнопочным" механическим способом познания мира.
В рамках школьной среды творческой деятельностью могут выступать образы-картинки, придуманные учеником, майнд-карты, лэпбуки, интерактивные тетради, стихи, сочинения, оригинальные решения задачки и т.д. Творчество должно иметь смысл для самого ученика. Творчество должно нести полезность вначале для самого себя - это "малое" творчество.
Концепция четырёх уровней креативности
Концепцию предложили психологи Дж. Кауфаман и Р. Бегетто. Каждый человек может проявлять свои творческие способности на следующих уровнях:
1. Мини-креативность.
Мини-креативность подразумевает самостоятельное переживание опыта открытия - переживание озарений в процессе понимания изучаемого материала. Открытия являются значимыми лишь для самого человека, не для других людей.
2. Малая (повседневная) креативность
Малая креативность включает в себя не просто переживание личностно значимых открытий, но и определённое творческое достижение (например, лэпбук, доклад), которое получает признание со стороны окружающих (похвала от родителей, педагога, одноклассников).
3. Про-креативность
Про-креативность свидетельствует, что человек внёс вклад в определённую область знания. Это происходит в более зрелом возрасте в рамках профессии, интересов. Например, если человек написал стих - это проявление малой креативности, а если имеет изданный сборник собственных стихов, выступает и имеет признание среди других людей, то такой человек проявляет себя уже на уровне про-креативности.
4. Большая креативность
Большая креативность - уровень самых высоких творческих достижений, уровень гениальности, когда человек вносит значительный вклад в какую-либо область знания и получает признание на мировом уровне.
В рамках школьной среды ученик может развить свою мини-креативность и малую креативность.
Поэтому необходимо стимулировать мини-креативность учащихся и продвигать к уровню малой креативности. Ученики оказываются вовлеченными в процесс обучения на основе собственного интереса, а не оценки. Внутренняя мотивация (т.е. интерес к деятельности самой по себе, а не по причине получения за нее награды) связана с более высокими показателями успеваемости.
Как развивать творческие способности учащихся? С начальной школы придумывать образы-картинки, согласно своим интересам, использовать мнемотехнику, создавать майнд-карты, лэпбуки, интерактивные тетради.
Разбудите в детях маленьких авторов!
Добавляйтесь в группу в контакте: https://vk.com/club218250247.
Другие статьи: