Найти в Дзене

Креативное обучение. Концепция четырёх уровней креативности

Оглавление

Креативное образование − образование, ориентированное на развитие творческих способностей человека.

Побуждение ученика к самостоятельному учебному труду является одной из важнейших функций педагога. Зажечь знаниями, вдохновить на творческое действие, раскрыть потенциал ребёнка - главная задача педагога.

Креативный педагог не просто учит, но и разжигает у ученика интерес к знаниям, любознательность, охоту к учебе.

Безынициативного, не желающего действовать самостоятельно ученика сложнее обучить. Сейчас очень большое потребление информации (гаджеты, компьютер, телевизор), онлайн-образование с "кнопочным" механическим способом познания мира.

В рамках школьной среды творческой деятельностью могут выступать образы-картинки, придуманные учеником, майнд-карты, лэпбуки, интерактивные тетради, стихи, сочинения, оригинальные решения задачки и т.д. Творчество должно иметь смысл для самого ученика. Творчество должно нести полезность вначале для самого себя - это "малое" творчество.

Концепция четырёх уровней креативности

Концепцию предложили психологи Дж. Кауфаман и Р. Бегетто. Каждый человек может проявлять свои творческие способности на следующих уровнях:

1. Мини-креативность.

Мини-креативность подразумевает самостоятельное переживание опыта открытия - переживание озарений в процессе понимания изучаемого материала. Открытия являются значимыми лишь для самого человека, не для других людей.

2. Малая (повседневная) креативность

Малая креативность включает в себя не просто переживание личностно значимых открытий, но и определённое творческое достижение (например, лэпбук, доклад), которое получает признание со стороны окружающих (похвала от родителей, педагога, одноклассников).

3. Про-креативность

Про-креативность свидетельствует, что человек внёс вклад в определённую область знания. Это происходит в более зрелом возрасте в рамках профессии, интересов. Например, если человек написал стих - это проявление малой креативности, а если имеет изданный сборник собственных стихов, выступает и имеет признание среди других людей, то такой человек проявляет себя уже на уровне про-креативности.

4. Большая креативность

Большая креативность - уровень самых высоких творческих достижений, уровень гениальности, когда человек вносит значительный вклад в какую-либо область знания и получает признание на мировом уровне.

В рамках школьной среды ученик может развить свою мини-креативность и малую креативность.

Поэтому необходимо стимулировать мини-креативность учащихся и продвигать к уровню малой креативности. Ученики оказываются вовлеченными в процесс обучения на основе собственного интереса, а не оценки. Внутренняя мотивация (т.е. интерес к деятельности самой по себе, а не по причине получения за нее награды) связана с более высокими показателями успеваемости.

Как развивать творческие способности учащихся? С начальной школы придумывать образы-картинки, согласно своим интересам, использовать мнемотехнику, создавать майнд-карты, лэпбуки, интерактивные тетради.

Майнд-карта
Майнд-карта
Лэпбук
Лэпбук

Лёгкость в обучении и состояние потока

-3

Все знания нам не нужны, их сейчас очень много.

Мозг имеет защиту, фильтр на информацию. Когда мы принимаем структуры, шаблоны других людей, то принимаем знания очень тяжело. Мы не получаем удовольствия от процесса познания. Мозг работает гармонично, когда правое полушарие и левое задействовано, т.е. процесс и результат важен. Необходимо принимать любые знания через свой фильтр с умением трансформировать знания, чтобы увидеть какие знания вам не нужны, скучны, мозг включает защиту, чтобы не принимать ложные конструкции, шаблоны. Мозг - это не склад информации и архив. Для хранения данных можно использовать внешние источники, а мозг расчищать для генерации НОВЫХ ИДЕЙ.

Каждый человек имеет свою уникальность, чтобы её раскрыть, ему нужны знания, к которым есть интерес, поток, т.е. воодушевление. Ребёнок не должен стремиться учиться на 5 по всем предметам, что приводит к "синдрому отличника". Важно видеть к чему у человека есть поток, интерес. Если перекрывать чувство интереса во время занятия учёбой, то человек лишается возможности испытать это чувство в будущем, ощущение счастья от занятия любимым делом, от процесса.

Если детям давать много ненужных знаний, можно заблокировать познавательную активность, что не даёт усваивать знания легко.

Ощущение потока как ощущение счастья в жизни. Когда уровень сложности соответствует уровню мастерства, внимание человека полностью обращено на то, что он делает.

Поток, интерес - лучшие ощущения в жизни, когда действия не требуют усилия. Если сложно, то ребёнок расстроен, обеспокоен. Если просто - расслабляется и скучает. Важна золотая середина. Слишком простое становится скучным, а трудное – демотивирует.

Состояния потока

- Ощущение удовлетворенности как от процесса, так и от результата.

- Высокая вовлеченность в работу, потому что есть интерес.

- Повышение креативности. Приходят новые идеи.

- Рост уверенности.

Михай Чиксентмихайи, лидер движения позитивной психологии, популяризировал концепцию состояния потока.

Как креативность связана с состоянием потока? Креативность проявляется в состоянии «потока», когда человек полностью погружается в задачу и чувствует удовлетворение от процесса творчества.

В этом состоянии мозг вырабатывает химические вещества, которые стимулируют креативные процессы.

Детям и взрослым важно принимать знания легко в своей жизни. Быть в потоке, в состоянии, когда получаешь истинное удовольствие от того, что делаешь и можешь заниматься этим очень продуктивно и продолжительно. Если заниматься делом, которое вам не по душе, вы не включитесь в процесс, не ощутите поток. Состояние потока – это настолько высокий интерес к вашей текущей задаче, что для ее решения не требуется практически никаких усилий – вы все делаете легко и играючи. Действия не требуют усилий, потому что есть ресурс. Мозг выделяет много энергии. На скучное, неинтересное мозг не выделяет энергию в таком количестве. Отсюда возникает выгорание, психологическая неудовлетворённость.

Материалы по русскому языку и математике (начальная школа): https://vk.com/market/product/russkiy-yazyk-s-intellekt-kartami-1-4-klass-218250247-9006357.

Добавляйтесь в группу в контакте: https://vk.com/club218250247.

Креативное обучение и СДВГ.

Нейропсихологи советуют СДВГ преобразовать в мощный инструмент креативности и продуктивности. У многих людей с СДВГ наблюдаются высокие уровни энергии и креативности, иногда граничащие с гениальностью.

Креативная энергия нуждается в управлении , чтобы не разрушала, а созидала. Важно развивать навыки дисциплины и саморегуляции, чтобы направлять энергию на достижение целей. Использовать техники управления временем ("помидор", тайм-менеджмент), интеллект-карты (ментальные карты), методы релаксации (медитация, дыхательные практики), физические упражнения, упражнения для улучшения внимания.

Творческое выражение – мощный способ управления энергией. Помогает выпустить внутренне напряжение. Рисование, музыка, письмо – не только способ самовыражения, но и регулирование эмоционального состояния.

На эту тему вы можете почитать книгу "Энергия, Креативность и СДВГ: Как Извлечь Пользу из Необычного Мышления".

Превращение деструктивности в созидательность:

- мозговой штурм

-интеллект-карты (ментальные карты) для структурирования информации и порядка в голове.

- случайные слова и другие упражнения на развитие креативности.

Ссылка на упражнения по развитию креативности:

Добавляйтесь в группу в контакте: https://vk.com/club218250247.

Другие статьи: