СССР невозможно обсуждать, не принимая один момент: это была огромная страна с 15 республиками, где абсолютно по-разному осуществлялось снабжение.
Есть особая категория людей, которая тепло относится к Союзу. Как правило, это граждане, жившие в Москве, Ленинграде или Латвийской ССР, занимавшие как-нибудь руководящие посты на предприятии. Или близко к этому. Не всегда, но преимущественно такие люди очень болезненно воспринимают критику Советского Союза, считая, что в ту эпоху был рай на Земле.
Поэтому в комментариях с ними не получается адекватного диалога.
Я могу привести с десяток разных воспоминаний очевидцев тех лет. Они будут кардинально различаться от региона к региону.
А другие будут в качестве аргумента плохой жизни приводить фото позднесоветских очередей:
При этом СССР при Хрущеве и СССР при Горбачеве – это, по сути, две разные эпохи одного государства. На мой личный взгляд, распад СССР начался ещё при позднем Брежневе, когда на первом месте вдруг стало еврейское слово «блат», а в партию стали брать кого попало (и партбилет стали называть «хлебной книжкой»). Денег на руках у населения, на сберкнижках было много, но потратить их было негде. Слово «купить» во многих случаях было заменено словом «достать».
Но я не видел пенсионеров, копающихся на помойках, не было нищих. Все были заняты каким-то делом. Другой вопрос, что иногда это была занятость ради занятости.
Качественные и вкусные продукты? Может это и так. Но зато как было унизительно стоять в километровой очереди за куском колбасы или рулоном туалетной бумаги, да ещё мордастая тётка-продавщица если не нахамит, так обматерит.
Другой человек приводит в качестве примера современную Белоруссию:
Если хотите ощутить ту эпоху, надо съездить в Беларусь. Говорят, она очень сильно напоминает СССР. Дефицита, кроме валюты, там пока нет, но «атмосфера» очень похожая.
Я не согласен. Беларусь очень похожа на современную Россию. Только люди более скромные и покладистые.
Так, что у нас любят хвалить из советского? Образование, да.
Образование было бесплатным только условно. Расплачивались мы после выпусков не деньгами, а принудительным распределением на работу.
Студенты, которых распределили, лишались прописки в родительском жилье, если их переселяли в другую местность. И при плохих отношениях в семье вынуждены были или выходить замуж, чтобы потом получить жильё (одиноким приходилось ждать годами, даже строителям), или фактически быть «крепостными» при работах с общежитиями или служебным жильём.
Никто и никогда не вёл статистику, сколько судеб это распределение сломало.
Про деревню, которая была настоящей житницей в те годы и хорошо выручала города с недостаточным распределением продуктов:
Свекровь из сибирской деревни рассказывала, что зерно, которое вырастили, все на госзакупки отдавали. В магазине в деревне ни хлеба, ни муки не продавали. Они ездили за хлебом и мукой в город.
В то время в начале 60-х годов все посевные площади были засеяны кукурузой. А она растёт только в тёплых краях. Неурожай. Пшеницу и рожь не сажали. Пришлось пшеницу за рубежом закупать. Города как-то обеспечили, а деревням и так сойдёт. Особенно отдалённым. Но это было недолго. Уже в 1965 году хлеба стало достаточно для населения.
Закончим пресловутой колбасой, про которую говорят все, кому не лень. Иногда мне кажется, что на этом далеко не самом полезном продукте помешались. Она, конечно, вкусная. Но чтобы за ней вот так гоняться. Зачем?
Я помню, как выстаивали очередь в колбасный отдел, чтобы взвесить колбасу, а потом очередь в кассу. И затем с чеком опять в колбасный отдел, чтобы получить товар. Совсем пустыми полки не были, одинаковыми консервами заставляли половину витрины. Если видели 1-2-3 вида колбасы, ребенку казалось, что всё есть. А если сравнивать с сегодняшним ассортиментом магазинов, считай, что тогда ничего не было.
С современными магазинами вообще некорректно сравнивать. Тогда к нам не могли доставляться продукты со всего мира. А для многих людей это и к лучшему. Ведь всё своё, родное.
Хотя что это мы про магазины. Давайте лучше село вспомним:
Хотя прошло уже почти сорок лет, помню такой случай. Кончился запас продуктов и я решил закупиться в небольшом сельмаге в придорожном селе. Подхожу к магазину, упираюсь в закрытую на большой висячий замок дверь. Вижу в совершенно пустой витрине записку такого содержания: «Товарищи, внимание! Сегодня после обеда в сельсовете будет продаваться белый хлеб по две буханки в одни руки. Ну вот и как тут скажешь, что это враньё!? Было такое. Не везде, но было».
Прошло больше 30 лет, и восприятие могло поменяться. Люди тогда были моложе, трава зеленее, небо голубое. Для некоторых действительно лучшев СССР жилось потому, что тогда они были молоды.