Говоря о зарождающихся древних представлениях об окружающей действительности, нужно отдавать себе отчёт в том, что наши предки язычники основывались материальности подхода. Процесс постижения неизвестного древними можно сравнить с тем, как младенец впервые постигает окружающее пространство и даёт ему объяснение, с опорой на чувственное восприятие.
Представления о душе, т.е. что это такое, формировалось посредством сравнения умершего с живым (чего лишается живой человек, тем самым превращаясь в мертвого). Подход язычника в этом вопросе был, в какой-то мере, прост и нагляден. При сравнении живого с мёртвым они замечали, что последнему недостает дыхания (грудь перестаёт вздыматься). Также было замечено, что и тепло покидает тело умершего.
Мысль о дыхании привело к представлению о том, что оно и есть нечто, которое делает человека живым, мыслящим и сознающим. Слова: дух, дышать, дыхнуть, воздыхать - родственны слову душа, и сочетаются с представлением для человека с причиной жизни и нечто таким, что делает его мыслящим и сознающим себя субъектом. Дыхание, ветер - с этим она ассоциировалась.
Слово само по себе всегда заключает результат образа мысли и старается придать границы тому, что оно же в себе несёт. Первобытному человеку всё представлялось чудесным и божественным, он во всём старался видеть проявление живой силы.
Представления о душе не было исключением. "Человек отдаёт душу", "выпускает душу", "испускает дух", "душа улетела" и многие другие фразы показывают это. У простого народа до сих пор сохранилось материальное представление о душе, к примеру, до сих пор сохранилась традиция ставить рюмку с хлебом усопшему или оставлять на могиле хлеб, яйца, водку, конфеты и т.п.
Живя тесно с природой, проводя параллели со своим существованием, древние славяне видели, что сама природа тоже живёт, в ней как бы есть дыхание. И у него рождались мысли, что дыхание - это ветер, с прекращением действия которого в природе всё засыпает. У многих народов (не только у славян) можно найти схожее понимание души.
Помимо ветра, душа представлялась предку ещё и в образе огня и теплоты. Он приходил к выводу, что теплота и её ближайший источник огонь - и есть душа, которая оставила бренное тело. Это он видел и в природе. Он считал, что природа тогда бывает полна жизни и деятельности, когда приходит лето с его светлым и теплым солнышком; во время же зимы она представляет холодный труп покойника. Ещё яснее связь понятий огня и жизни показано в слове "воскресать", которое образовано от старинного слова "кресть" - огонь (кресало). "Кресати", "кресити" - высекать искры. Всё это в буквальном смысле значит возжечь пламя, а в переносном - восстановить погасшую жизнь. Душевный человек у нас ассоциируется с внутренней теплотой; горячая кровь, блеск в глазах и многие другие эпитеты указывают на связь тепла с жизнью.
Отождествление души с огнём родило ещё одно сравнение, а именно с звездой, так как звезда для наших предков считалась тоже огнём. Метафоры: "звёзды горят", "звезда гаснет", "звезда пылает" - заключают в себе данный смысл. В народных верованиях рождение человека сопоставимо с появлением звёзды на небе (которую в нём примечали и специально закрепляли за ним), а её падение - означало его смерть.
Продолжение следует...