Найти тему

Интервью с трехкратным чемпионом мира Формулы-1 Максом Ферстаппеном

В интервью Макс Ферстаппен рассказывает о своем третьем чемпионском титуле в Формуле-1, рекордной машине «RB19», сложном управлении шинами — и раскрывает ответ на вопрос, кого подпишет руководитель команды Макс Ферстаппен.

В прошлом году вы выиграли 15 гонок. Таким образом, основа была хорошей. Но были ограничения на развитие из-за штрафа за ограничение бюджета. Тем не менее, «Red Bull» стал еще лучше. Насколько ваши инженеры удивили вас доминирующим «RB19»?

«Всегда неизвестно, насколько вы на самом деле улучшились за зиму. А сколько другие. Так что до Бахрейна мы не знали, насколько хороша будет наша машина. Учитывая то, что мы сделали за зиму, была надежда, что у нас будет хорошая машина. Баланс машины был правильным. Всегда важно быть быстрым».

«Red Bull» сделал большой шаг? Или остальные не оправдали ожиданий?

«Остальные, возможно, не сделали такого большого шага. Потому что мы сами улучшились, но не массово. Конечно, было небольшое вмешательство в днище кузова, которого требовали правила. Это стоило производительности. Другие боролись с этим больше».

Когда мы сидели вместе в одном и том же месте в прошлом году, в 2023 году хотелось немного большего комфорта при пилотировании. Стало ли это лучше с «RB19»? Или на этих машинах невозможно добиться большего комфорта?

«Вам приходиться пилотировать эти машины низко и жестко. Для нас эта тема еще не закрыта. На городских трассах видно, что в этом плане мы находимся не в лучшем положении. Мы над этим работаем».

Проблема в поребриках и неровностях.

«Это не настоящая проблема. Но мы можем просто добиться большего в этом отношении. То же самое касается и поведения в медленных поворотах. Одно связано с другим».

Что конкретно вас беспокоит?

«Это манера пилотирования. Что наша машина не поглощает неровности, как другие. В медленных поворотах наша машина просто не так доминирует, как в других местах. В быстрых поворотах, например, она очень хороша».

Каковы другие сильные стороны?

«У нас стабильно все хорошо. У других машин могут быть свои пики производительности. Например, они хороши на городских трассах, но слабы в быстрых поворотах. Или наоборот. В среднем наша машина просто очень сбалансирована и очень хороша. Я бы не сказал, что на скоростных участках мы существенно лучше других. «McLaren» там тоже очень хорош. Мы не намного лучше в поворотах на средней скорости. Но наша машина универсальна. Это приравнивается. И похоже, что мы неплохо выступаем в гонке и управляем своими шинами».

«Red Bull» изнашивает шины меньше всего. Сколько в этом заслуга машины и сколько твоя, как гонщика?

«Вам определенно нужна машина, которая бережно обращается с шинами. В противном случае вы теряетесь. Вы можете увидеть это по «Haas». Я не думаю, что Нико и Кевин идиоты. Если машина перегружает шины, вы мало что можете сделать. Прежде всего, вам нужен фундамент – и это машина. Как гонщик, вы можете найти десятую или две секунды на круге, уделяя больше внимания шинам».

В этом сезоне вы двенадцать раз были на поуле. Однако на одном круге ваши противники обычно близки к вам или даже могут победить вас, что совершенно не похоже на гонку. Шарль Леклер и Ландо Норрис часто говорят, что свежие шины скрывают недостатки их машин. Почему «Red Bull» не получает такой выгоды от новых шин?

«Новые шины, безусловно, многое скрывают. На квалификационный круг можно настроить машину совершенно иначе, чем на дальнюю дистанцию. Может быть, есть какая-то хитрость в том, почему у нас там так хорошо получается. Особенно в начале гонки с полными баками рабочая зона машины на аэрокарте сильно отличается от квалификации. Некоторые выбирают очень агрессивный подход. Наша же машина, как я уже сказал, очень универсальна, но у нее нет этих раскачиваний вверх на круге».

Давайте посмотрим на внутрикомандное сравнение. После четырех гонок вы и Серхио Перес выиграли по две гонки каждый. Это было сбалансировано. После Майами ты улетел. Почему?

«Вам нужно нарисовать всю картину. Мне пришлось стартовать с 15-го места в Саудовской Аравии. В Баку меня немного смущала машина безопасности. На мой взгляд, говорить о сбалансированных не совсем справедливо. Потому что с моей точки зрения это было не так. Это было ближе, но надо учитывать все обстоятельства, которые к этому привели. Это частично исказило впечатление».

В Баку ты нашел то, что просто помогло тебе в гонке. Что?

«Существуют разные подходы, которые должны объединиться. Несколько вещей, которые вы можете регулировать с помощью руля: тормозной баланс, дифференциал, моторный тормоз. Новые шины также работают немного по-другому. Использование этих инструментов и их смешивание немного по-другому, похоже, помогло мне получить больше от машины».

Есть две точки зрения: некоторые говорят, что вы так часто выигрываете только потому, что ваша машина намного лучше. Другие думают, что Перес — настоящий эталон того, насколько хороша «Red Bull». И вы имеете значение. Что вы думаете?

«Меня не интересует мнение других людей. Вы не знаете нашу машину. Я просто стараюсь сделать все, что в моих силах. И каждый раз. Я не знаю, насколько эта машина доминирует по сравнению с предыдущими машинами. Никто этого не знает».

Часто говорят, что инженеры «Red Bull» разрабатывают машину под ваши нужды.

«Я настраиваю машину так, как мне нравится. А другой пилот, как ему удобно. Инженеры разрабатывают машину так, чтобы сделать ее быстрее. И не так, как мне хотелось бы. То же самое и со стилем пилотирования. Какой у меня стиль? Я не знаю. Я подстраиваюсь под нужды машины, чтобы она была максимально быстрой. Это ключ к тому, чтобы стать по-настоящему хорошим гонщиком Формулы-1. Адаптация к тому, что получаешь от команды».

О старых машинах 2021 года говорили, что повороты можно было бы еще срезать. С другой стороны, машины с граунд-эффектом требуют более плавного стиля. Это правда?

«Машины тяжелее и имеют меньшую прижимную силу на низких скоростях. Колеса больше, обзорность немного другая. Но даже с 2019 по 2020 год и с 2020 по 2021 год машина сильно изменилась. Вы постоянно адаптируетесь. Конечно, машины теперь стали жестче, и вы не сможете срезать повороты, как вы говорите. Но это касается всех».

Мы видим большие различия между партнерами по команде, использующими машины с граунд-эффектом. Вам стало сложнее пилотировать машину?

«Мне было больше удовольствия от вождения старых машин. Они были более маневренными, потому что были немного легче. Я также думаю, что у новых шин более жесткая боковина. Когда у вас есть небольшой момент, труднее продолжать это маленькое скольжение контролируемым образом. И не оставляйте слишком много времени без дела. Если у вас там сейчас есть перекладина, вы теряете довольно много. Плюс: вес давит в медленных поворотах. В общем, пройти идеальный круг стало немного сложнее».

Кого было бы труднее всего расколоть в качестве партнера по команде?

«Из нынешних гонщиков? Я не знаю. Каждый хорошо справляется с разными задачами на разных машинах. Мне сложно выбрать кого-то одного, потому что сейчас так много хороших гонщиков».

Тогда я задаю вопрос по-другому. Кого бы выбрал руководитель команды Ферстаппен?

«Могу ли я выбирать сам?»

Вам разрешено

«Я. И я бы взял Ландо».

Почему?

«Он еще молод, и у него впереди долгая карьера. А еще он может быть очень, очень быстрым».

А без тебя – кто был бы вторым пилотом? Опытный пилот для микса?

«Я бы взял Ландо и Оскара. Итак, пара «McLaren». Оба хорошие. Ландо лишь немного старше Оскара. Я думаю, что Оскар – быстрый новичок. Ему еще есть чему поучиться, например, улучшить свой гоночный темп. Но насколько я вижу, он умный парень. Он выиграет свои гонки».

Вам иногда бывает скучно наверху?

«Мне не скучно. Даже если ты далеко впереди, всегда происходят вещи, которых ты даже не можешь увидеть со стороны. Вы всегда делаете точную настройку. Или узнать что-то новое. Ты постоянно общаешься с командой. Так что это не скучно. Нет, если ты впереди. Возможно, становится немного скучно, когда ты застрял на шестом месте и у тебя большой разрыв спереди и сзади. Но не тогда, когда ты на подиуме».

Поможет ли это бросить вызов вашему гоночному инженеру?

«Это наши естественные отношения. Мы не делаем это специально, просто мы такие. Это наш способ общения друг с другом».

Другая тема: Президент FIA считает, что в Ф1 должно быть меньше гонок и больше команд. Каково ваше мнение?

«Определенно меньше гонок. Для меня нас слишком много. Но не мы решаем. Даже FIA. Но я всегда выступал за: меньше гонок, больше качества. А команды? Только если они хорошего качества, а не просто заполняют поле».

Вы один из самых резких критиков спринтерских гонок. Но видите ли вы смысл Ф1 в организации ее для сбора большего количества денег, что, в свою очередь, также приносит пользу командам?

«Да. Я всегда говорил, что понимаю бизнес-сторону. Но я смотрю на это как чистый гонщик. Это отнимает часть магии. В детстве, когда я включал телевизор, я с волнением задавался вопросом, что произойдет в гонке. Как фанат, вы не обладаете всей инсайдерской информацией о деградации шин или чем-то подобном. Вы видите на стартовой решетке «Red Bull», «Mercedes» и «Ferrari» и задаетесь вопросом, чем все закончится. Спринтерский забег позволяет более или менее знать, что произойдет на следующий день. Если только не возникнут сумасшедшие обстоятельства. Например, из-за изменения погоды. Обычно вы можете оценить темп гонки после спринта. Думаю, это снимет напряжение. Возможно, начало будет захватывающим».

Формат просто не ваш…

«Формат в целом довольно беспокойный. Меня не смущает, что перед квалификацией нужно провести всего одну тренировку. А новая квалификация на спринт? Для меня это не имеет большого значения, потому что мы уже завершили большую квалификацию. Это важная сессия. В спринте победитель набирает всего восемь очков. Отличия от второго или третьего не большие. Это не имеет большого значения».

Имеет ли смысл иметь два разных закрытых парка? Один для спринта, другой для основной гонки?

«Это еще одна вещь: настройка. После первой тренировки вы его блокируете. Если вы ошибаетесь, вы застрянете в этой машине до конца выходных. Это отстой. Это случилось с нами в Бразилии в прошлом году. В этом году у нас было несколько хороших спринтерских выходных. Однако я не был полностью удовлетворен. С клиренсом в Остине, например. «Mercedes» и «Ferrari» определенно не намеренно ставили свои машины слишком низко. Но как только вы встанете на неверный путь, вы не сможете с него сойти. Реагировать можно только давлением в шинах. А когда оно закончится, ты совсем потеряешься. Это раздражает. По моему мнению, если вы хотите продолжать спринты, вам необходимо внести изменения».

По вашему мнению, будет ли отдельный Закрытый парк?

«Да, например, по одному на субботу и воскресенье».

А квалификация на спринт всего за один круг?

«Это было бы очень рискованно. Мне не нравится нынешний формат средне-средне-мягкий. Вы уже не знаете, что делать. Просто быстрый круг? Или быстро, медленно, быстро? Зачем нам все эти странные вещи? Даже мне интересно, какие сейчас правила. Я чувствую себя потерянным. Это как цирк».

Интервью с трехкратным чемпионом мира Формулы-1 Максом Ферстаппеном