Подлинное искусство музыки – особая стихия, почти неизвестная человечеству этой Эпохи. Закрепощённость сознаний плотностью материальных оболочек не позволяет людям, даже талантливым, по меркам современности, чувствовать глубже той поверхности, на которой разворачивается современное звукотворчество.
Интонирование – это, наверное, единственное понятие современного исполнительства, которое указывает на процесс поиска связей между миром физически воспринимаемых звучаний и миром подлинной Музыки, которая является сферой великого синтеза, где ритмы Бытия в единстве с мыслью непрерывно творят новые формы.
Гении композиторского творчества поднимались до тех высот, где звук и мысль – неделимое целое. Но подражание и акцент на внешней стилистике творчества, обусловленной эстетическими идеалами той или иной эпохи, лишь заслоняли сущность гениального творчества, которая всегда заключается в уловлении высших звучаний – огненных ритмов, и направлена на возвышение восприятий до Сфер, где творчество осуществляется Великой Жизнью, или Космосом.
Ритмы космического бытия, отражённые, или запечатлённые, в каждом из великих музыкальных произведений, и есть то «неизвестное» в формуле творческого процесса, которое определяет уровень творчества композитора, и присутствием которого объясняются все «чудеса» воздействия музыки на сознание и психику человека.
Именно единая Космическая жизнь, таинственная, в силу неизведанности её энергий, и прекрасная, в силу той великой Гармонии, которая управляется Божественными законами – законами единого Огня, – является единой целью настоящего творчества и его истинным источником.
Обучение гармонии, воспитание слуха и чувства ритма, которыми занимается музыкальная педагогика, должны иметь ту же единую цель – показать человеку возможность одухотворённой жизни, суть которой – в восстановлении утраченной связи с Космическим бытием. Только понятие Красоты, в его подлинном, самом высоком значении, отвечает этой цели и не позволяет сбиться с пути утончения сознания, пути, которому призвано служить искусство.
Чтобы уметь исполнять музыку, нужно уметь возвышать мысль. Ибо подлинная музыка – не земля, она – «Небо», дух высот бытия. Мысль, не ведающая высот, не станет мыслью музыки… Чувство, не ведающее высоты, не умеющее растаять в огне самозабвения, не станет движением музыки…
Музыка каждым звуком своим нисходит с Небес, и каждый звук по-настоящему талантливого исполнителя музыки устремляется в те Высоты бытия, порождением которых она является. Поэтому истина о том, что музыка – это молитва, живёт в сердце каждого настоящего музыканта.
Понимание этой истины – словно знак отличительный, по которому настоящие музыканты узнают друг друга, какие бы различия языков, культур, времени они ни несли. Эта истина недоступна "ремесленнику", для него музыка – лишь звуки и чувства земной души. Но талантливый знает без доказательств: музыка – молитва, и звуки её – голос бессмертного сердца в душе человеческой.
Объясним начинающим музыкантам, что ключом в «партитуре» музыкального мастерства является способность возвышать мысль, чувства и способность отличать явления подлинной красоты музыкальной мысли от явлений поверхностной эмоциональности, свойственных не только человеку.
К сожалению, очень часто искусством называют всякое творчество, независимо от того, каковы качества его энергий. Именно качество энергий отличает искусство от обычного действия. Красота – не абстракция и не понятие, обусловленное модой, общепринятыми эталонами. Красота – сущностное начало жизни, запечатлённое в глубине каждого сердца.
Истинное искусство очищает восприятия, утончает чувства. Именно поэтому пробуждающаяся совесть – голос духа – часто является как следствие глубокого восприятия великих произведений. Именно поэтому так тяжёл земной путь гениев, ибо огонь их творений сжигает шлаки – наросты духа. Тьма являет протест… Но, что болезненно для обывателя, то радостно для ищущего. Потому слава в веках овевает все истинные творения искусства.
Школа музыки должна целенаправленно развивать в учениках музыкальность как тонкое чувство красоты музыки, как потребность в самых возвышенных, утончённых звучаниях, в содержательном, глубоком искусстве звука. В соответствии с этой целью следует решать взаимосвязанные задачи: научить слушать и слышать красоту гармоний и главное – красоту мысли, научить понимать основы музыкальной теории как возможность самостоятельного творчества в музыке (а не как теоретическую отвлечённость), научить интонировать – т.е. выражать мысль посредством звуко-интонаций…
…Современная школа мало учит музыке, она учит «играть»… Часто бессмысленное (хотя временами и очень ловкое) "играние", выходя за пределы классов и школ, становится общим уделом и исполнителей, и слушателей. Вместо красоты и возвышения человеческой мысли и всей жизни, искусство, утрачивая своё истинное призвание, несёт в Мир примитивное развлечение. Вместо огней устремления к познанию таинственных глубин музыки – чад страстей…
Автор статьи Гореликова М. В.
Полностью эту статью: "О музыкальном искусстве" – можно читать на нашем сайте "Живая Школа".
Дорогие читатели, если статья вам понравилась, не забывайте поставить "лайк". Подписывайтесь на наш канал, а также поделитесь ссылкой с друзьями. Благодарим Вас!