Найти тему

Музыка Пушкина

О детском спектакле «Сказка о рыбаке и рыбке» театра Романа Виктюка и о том, зачем детям классика

Афиша спектакля
Афиша спектакля

Александр Сергеевич Пушкин не писал детских сказок, а изысканнейший эстет нашего времени Роман Виктюк не ставил детских спектаклей (кроме «Кота в сапогах», и то по Кузьмину). Но наш век — время продвинутых детей, обожающих все взрослое и экспериментальных театров, не боящихся никакой аудитории. Даже детской.

Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица
Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица

Пушкина давно читают дети и для детей, а его «несценические», по меркам 19 века, произведения все чаще и чаще появляются на театральных подмостках. В каждом театре — свой Пушкин. Сегодня мы предлагаем читателю Пушкина глазами Игоря Неведрова, актера и режиссера театра, без которого трудно представить столичную сцену.

Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица
Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица

То, что в театре Романа Виктюка, с его подчеркнутым эстетизмом, чарующей ритмикой и завораживающим актерским духом, без которого немыслимо настоящее искусство, появляется все больше детских спектаклей, нам кажется не только правильным, но и необходимым.

Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица
Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица

Атмосфера театра, где все движется, сверкает, переливается и обрушивается на маленького человека во всем блеске великолепия и визуального пиршества, исподволь, подсознательно приобщает ребенка к тому, что называется большим искусством, современным и традиционным, вечным и актуальным. Нешаблонная елка, выстроенная на манер башни Татлина и украшенная театральными фотографиями, есть только в этом театре — и дети сразу радостно отмечают то, чего нет нигде.

-5

Спектакль поставлен искристо, зажигательно, ритмически безупречно. В нем много сказочного, говорящего света, играющего чистыми, живыми тонами того, что принято называть сценическим визуальным пространством.

Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица
Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица

Все так, как любят дети: максимум движения и выразительности и минимум назидательности. Хотя актеры-скоморохи и пугают нас уроками, которые нужно вынести из сказочного повествования, но и детям, и взрослым ясно, что все это — сплошная шутка и условности, без которых нет ни балаганов, ни скоморохов.

Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица
Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица

Не бывает много «рыбок» или «золотых петушков» — их бывает мало и недостаточно. Возникая перед детьми в самых разных образах, от чтения вслух и советского мультика до авангардных театральных постановок, вечный пушкинский текст живет с нами всю жизнь и, возможно, убережет от непоправимых ошибок.

Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица
Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица

Постановка Игоря Неведрова — яркое балаганное действо, наполненное музыкой, светом, ритмом, шутками. Постоянное движение разворачивает на сцене шум и плеск волн морских, скоморошечьи пляски во дворце, жизнь подводного мира и чисто земные отношения. Актеры подчеркивают необыкновенную музыкальность пушкинского слова, пластического, искрометного, мягкого и живого.

Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица
Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица

Особо подчеркнута несправедливость мира сего, обрушившаяся не на старуху, а на старика, который чем больше старается для старухи, тем больше наказан ею. Жалобная песня старика, подчеркнутая взаимодействием поющего актера с куклой на шесте, производит сильное впечатление, обостряя вечную боль маленького человека, которому остаются лишь воспоминания об ушедшей поре счастливой юности. Старуха, естественно, тоже рыдает в конце сказки, но ее рыдания как-то стерты и несколько смазаны, как кукольные и ненастоящие.

Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица
Сцена из спектакля. Фотография предоставлена театром. Фотограф - Полина Капица

Драйв и зажигательная ритмика народного фольклора, из которого в последствии вышли привычные современные ритмы, позволяют оценить истоки культуры. Глубокая взаимосвязь классики и современности, умение увидеть наше время в ушедшем, и не только увидеть, но и донести живой нерв классического искусства современными средствами, не подлаживаясь ни под старину, ни под современность, но синтезируя их — фишка театра, открывающего людям то, что принято называть золотым фондом культуры.

Летающий театр. Коллаж. Фотограф - Михаил Ермолаев
Летающий театр. Коллаж. Фотограф - Михаил Ермолаев

Вечность и современность идут рука об руку в том настоящем чуде, которое называется Театр Романа Виктюка, и достойно продолжает его традиции.