Крупные продуктовые сети весь год очень активно уничтожали и подбирали локальных конкурентов. Очевидно, что это только начало и в 2024 вектор развития будет лежать в этой же плоскости.
Всегда так было. Самим заходить в новые регионы не так просто, а вот выкупить уже имеющиеся магазины – отличный вариант для старта. Или воспользоваться преимуществом (например, мощным закупочным рычагом или безлимитными кредитными деньгами) и задавить конкурента, который сам придет продаваться.
Последний год
Сеть «Покупочка» была основана в 1999 году, но 2023 оказался для нее последним. Товарищи успели наоткрывать 320 точек, в которых торговали едой и расширенным ассортиментом алкоголя. Были выкуплены X5 Group.
Владельцы «Пятерочки» забрали себе три сотни магазинов и распределительный центр.
Сеть гипермаркетов «Карусель». В 2023 году X5 Group наконец окончательно избавилась от своего ненавистного формата гипермаркетов. Уже несколько лет они сокращали их количество и вот дошли до нуля.
В свое время «Карусель» была куплена за огромные деньги, но буквально через несколько лет сам формат огромных ангаров стал терять популярность и они начали генерировать убытки. Избавиться от абузы оказалось сложно и вот только сейчас удалось «закрыть» вопрос.
Сеть «Виктория» и магазины «Дешево». Всего товарищи из Х5 поглотили около 120 магазинов и вместе с ними забрали примерно 15000 сотрудников. ФАС без лишних вопросов одобрил сделку.
Любопытно, что магазины «Виктория» появились в 1993 году, а сеть «Пятерочка» возникла только через 5 лет (в 1998). И вот теперь более молодой конкурент развился так сильно, что просто скупает старичков пачками.
Более чем 100 магазинов сети «Гроздь» (Саратов) опять же купили Х5. Компания их приобрела с планом переделать под свой новый локомотивный формат – «Чижик».
В 2019 году в Саратове Х5 уже делал что-то подобное. Были куплена права аренды магазинов «Семейный», которые дальше переделали в «Пятерочки». Это один из самых быстрых и эффективных способов расширить свое присутствие.
Еще Х5 купил небольшую сеть «Амба» на Дальнем Востоке. Ну, как купил. Опять же, получил права на аренду магазинов этого бренда. Теперь в 2024 году все 70 объектов будут перезапущены в новой концепции сети «Пятерочка».
На самом деле, местным жителям повезло, так как точки «Амба» выглядят совсем уж грустно на фоне новых «Пятерочек». Там будет выпечка, удобная навигация, современные стеллажи, приятно оформленный торговый зал.
Но в 2023 году не одна «Пятерочка» расширяла свою территорию, «Магнит» тоже не дремал и активно участвовал в выкупах и поглощениях игроков по всей стране. Были даже очень впечатляющие сделки.
На том же Дальнем Востоке компания приобрела 33% акций лидера всего региона – сеть «Самбери». Это 290 магазинов (31 гипермаркет и 42 супермаркета «Самбери», 82 минимаркета «Раз Два» и 136 дискаунтеров «Близкий»).
Покупка Самбери позволит Магниту получить доступ на перспективный рынок Дальнего Востока и сразу занять здесь лидирующую позицию. В свою очередь, Самбери благодаря синергии в сфере закупок, доступу к технологиям и экспертизе Магнита повысит конкурентоспособность своего предложения для покупателей и получить новый импульс к развитию.
После чего «Магнит» удивил всех и приобрел маркетплейс KazanExpress (всю инфраструктуру и интеллектуальную собственность) заявив, что при помощи нового приобретения будет запускать свой собственный маркетплейс с названием «Магнит Маркет».
Похоже, что остальным сетям брошен вызов в новой плоскости и пока «Магнит» получил мощное преимущество. Неизвестно, сколько денег и времени пришлось бы потратить компании, чтоб запускаться с нуля, а тут они моментально залетели на рынок большого онлайна. Остальным надо срочно торопиться или скоро будет поздно.
И под конец года «Лента» оформила сделку года – купила сеть «Монетка». Это 2120 точек у дома и мощная лояльность покупателей за Уралом. «Монетка» входила в ТОП самых успешных компаний страны и ее продажа – это действительно большая удача для «Ленты».
Товарищи уже много лет пытаются найти выходи из своей неприятно ситуации. Они застряли с огромной кучей гипермаркетов, которые чувствуют себя все хуже. Нужно было срочно искать выход и переключаться на формат у дома. К сожалению, «Ленты Мини» оказались не очень популярны и не смогли выступить спасательным кругом.
А вот «Монетка» вполне может. Тем более, «Лента» не просто сохранит купленный бренд, но и переделает все свои «Мини» в «Монетки». На таких новостях цена акций компании подскочила на +3,6% за сутки.
Паровоз федеральных игроков только разгоняется и в 2024 тенденция сохранится. Сейчас ситуация такова, что в ближайшие годы выживут только самые крупные и сильные. Такой вот экономический дарвинизм.