Найти в Дзене
Кинокружок Курилова

«Не влезай, сожрёт!»: Три хоррора про спуск в подземелье с монстрами

Оглавление

Я на свой страх и риск лучше бы остался дома и не полез туда, где мыши спать боятся. Но герои этих хоррор-бэшек решили поступить по-своему и проверить, что за «босс» сидит на нижнем уровне. Почтим память этих отважных исследователей.

Кадр из к/ф The Cellar.
Кадр из к/ф The Cellar.

Квантовая суперпозиция в «Подвале» Бафомета

Ирландско-бельгийский «Подвал» в России по привычке окрестили «Заклятье: Спуск к дьяволу» с отсылками к двум франшизам. На самом деле история довольно простая.

Кейра Вудс (Элиша Катберт, «Дрянная девчонка», «Дом восковых фигур») с мужем (Оуэн Мэкен, сыгравший главную роль в триллере «В западне» с Меган Фокс) и двумя детьми переезжает в старенький дом, купленный по дешевке вместе с мебелью и вещами. Старшая дочь Элли (Эбби Фиц, Double Blind) спускается в подвал и пропадает без следа.

Кадр из к/ф The Cellar.
Кадр из к/ф The Cellar.

Оказывается, в доме ранее работала группа ученых, почитавшая Левиафана. Их научные достижения неизвестны, но вклад в создание саспенса внесли: кроме традиционных скрипов, движений дверей и отключений света тут давят на психику отсчет чисел и фрагменты формул. А потом еще в дело вступает какая-то живая нечисть.

В доме ранее работала группа ученых, изучавшая паранормальное. Их вклад в создание саспенса заметен: кроме традиционных скрипов, движений дверей и отключений света тут давят на психику отсчет чисел и фрагменты формул.

Режиссер Брендан Малдауни ранее ничего выдающегося не снимал, но эта работа удалась, хотя на старте выглядит банально. Левиафан, Бафомет, кот Шрёдингера... Фильм пытается скрестить эзотерику с попсовыми клише, относящимися к квантовой механике.

Получается, возможно, и бредово, но точно не скучно. Ну, и Элиша Катберт в образе встревоженной мамы, пожалуй, более эффектна, чем в роли напуганной девицы из ужастиков начала нулевых.

«Темная природа»: ужас против депрессии

Канадское кино Dark Nature в России назвали «Спуск: Новая глава». Джой (Ханна Эмили Андерсон, «Пила 8») сбегает от мужа-тирана и через полгода свободы до сих пор в депрессии. Пара подруг увозят Джой на ретрит в горы. Несложно догадаться, что вся пережитая в этом путешествии жуть пробудит в героине тягу к жизни.

Места глухие, без связи. Индианка доктор Данли говорит, что риск ведет к росту. Бывшая военная Шаина дает Джой баллон со спреем против медведей, когда группа видит на тропе окровавленный гаджет.

В походе по низкорослым горам и тайге (приятные дикие пейзажи Канады) Джой преследуют мысли о муже, словно он где-то рядом, что-то странное видят и слышат и другие женщины. Доктор говорит, что индейцы веками кормили живущего здесь духа...

Сначала хоррор строится на видениях образа непутевого муженька Джой и еще какой-то нечисти, потом паранойя настигает других героинь. Путь ведет в пещеру, обитатель которой разочаровывает, так как не достоин сравнения с антагонистами из фильмов Нила Маршалла.

Неряшливый и малоосмысленный образ мутанта, по принципу чем кривее, тем лучше. Связь его с видениями героинь так и остается нераскрытой. В этих моментах ужастик выглядит недоделанным. Но как дорожное кино на фоне шикарной канадской природы (тут не только про подземелья, еще есть лес и горы) годится.

«Спуск в бездну»: смертный бой пролетариата

Для любителей кино про подземелья этот французский ужастик – удачная находка. В подборку «Самые крутые и умные фильмы ужасов» я его внести не решился, но совсем не заметить было бы несправедливо.

Фрагмент постера фильма «Спуск в бездну».
Фрагмент постера фильма «Спуск в бездну».

Группа шахтеров идет в тоннели с нехорошей репутацией в компании с археологом, оплатившим вылазку. В глубине шахты они найдут древний объект культа, в котором правит жуткий подземный бог. Образ которого проработан с любовью к пластическому гриму. Видно, что старались удивить и представить неизвестный науке вид нечисти. Удачный экземпляр для музея киномонстров.

Фильм поставил Матьё Тури («Бегущая в лабиринте», «Выжившие»). Эта работа интересна уже тем, что действие происходит в Марокко в 1950 году, за шесть лет до обретение независимости от Франции, и затрагивает тему отношения колонизаторов с арабами.

 Фрагмент постера фильма «Спуск в бездну».
Фрагмент постера фильма «Спуск в бездну».

Неслучайно протагонист араб Амир (Амир Эль Касем), оказывается самым воспитанным и образованным среди диковатых французов, испанцев и португальцев. Его понимание местной культуры дает героям шанс выжить. Или хотя бы побороться. Правда, и его коллег можно понять: годы жизнь шахтера в 20- веке была незавидна даже на территории метрополии, а в колонии стоила не больше пригоршни франков.

Да еще тут есть строгий, но порядочный бригадир. Который, хоть и командует всей этой эксплуататорской потогонкой, но делает это с уважением к людям, как бы олицетворяя адекватную часть французского общества.

Кадр из к/ф «Спуск в бездну».
Кадр из к/ф «Спуск в бездну».

Кстати, оригинальное название фильма «Черные пасти» сложно для понимания россиянина, но интересно для социальной составляющий ужастика: так называли во Франции шахтеров с перманентной угольной пылью в коже.

Фильм не превращается в цельный социально-политический хоррор, как казалось поначалу. Действие уходит к обычной пещерной страшилке с приключенческими загадками. Но зато компания приятная, почти «баркеровский» монстр внезапно роднит этот фильм с «Полуночным экспрессом».

Постеры Gueules noires, Dark Nature, The Cellar.
Постеры Gueules noires, Dark Nature, The Cellar.

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!
Самые умные и крутые авторские фильмы ужасов 21 века (часть 31) /
часть 30 /часть 29 / часть 28 / часть 27 / часть 26/ часть 25 / часть 24 /часть 23/часть 22/часть 21/часть 20/часть 19/часть 18/часть 17 / часть 16/часть 15/часть 14/ часть 13 / часть 12 / часть 11 / часть 10 / часть 9/часть 8/часть 7/часть 6/часть 5/часть 4 /часть 3/часть 2/часть 1