Вспомним несколько фильмов, которые радовали нас нешуточным драйвом в закрытых пространствах. Оказаться замкнутым можно по-разному: в криогенной капсуле, под десятками метров воды, в самолете без пилота, в простом ресторанчике на парковке. Или в глубинах собственного сознания.
«Кислород» (2021): камерный фильм внутри камеры
Отличный фильм снял Александр Ажа, прославившийся хоррорами «У холмов есть глаза», «Пираньи 3D», «Зеркала». В главной роли одна из лучших французских актрис этого века Мелани Лоран (Inglourious Basterds, также поставила 10 фильмов, в т. ч. «Бал безумных женщин»).
Один из умнейших и сильнейших жанровых продуктов 2021 года. а в классно преподнесенных гуманистических ценностях. На этот раз суровый Ажа прямо лирик и великий гуманист.
История простая: ученая проснулась в криокамере и пытается понять, что происходит, кто она такая, почему ее называют Омикрон-267, и сколько осталось жить. У нее есть собеседник системка МИЛО и интернет. Сначала похоже на «Buried», на него героиня даже ссылается, но затем становится понятно, что ключевой референс скорее «Луна 2112» Дункана Джонса.
Выживальческий триллер превращается в экзистенциальную фантастическую драму с программными для жанра вопросами о
человеческом. Достойную стоять на одной полке с «Солярисом» и «2001 год: Космическая одиссея».
Сценарные и постановочные достижения дополняются великолепной игрой Мелани Лоран. А ее героиня в какой-то момент становится персонификацией всего человечества, которое заслуживает шанса на выживание, при всех его заблуждениях и безответственных поступках.
«Бегущая в лабиринте» (2019): изгибы сознания
Француженка Лиза (Гайя Уайсс) садится в минивен, а потом отключается и просыпается в лабиринте с узкими коридорами, металлическими стенами и приспособлениями, которые по истечению заданного времени перекрывают секции. Логично, что надо двигаться вперед.
Да, это отчасти фантазия на тему фильмов «Куб». Тут тоже есть автоматизированные источники опасности, от которых следует вовремя прятаться. Героиня поначалу соображает и двигается медленно. Изрядная часть саспенса в том, что хочется попросить ее ускориться.
Оригинальное название у фильма Meander. Еще один достойный французский выживальческий триллер. Режиссер и автор сценария Матьё Тури в 2017 году сумел удивить мелодрамой в постапокалиптическом ужастике «Выжившие». Вот и «Бегущая в лабиринте», хоть и снята в какой-то унылой трубе, не скупится на эффектные повороты сюжета.
Правда, в финале твисты становятся, возможно, слишком безумными, а финал, к которому они ведут, может разочаровать любителей научной фантастики. Так как его самое логичное объяснение: героиня ползет по лабиринту сознания на пути к раю. Если такое можно назвать логичным.
«Глубокое погружение»: драма «без повестки»
Фильм производства Швеции, Норвегии и Бельгии, от продюсеров сериала «Мост». Отличная семейная драма и кино о любви и воле к жизни. В фильме Йоахима Хедена на норвежском побережье Норвегии накануне Рождества встречаются сводные сестры Ида и Тува. И идут нырять, это семейная традиция.
Тува оказывается заблокированной на глубине 33 метров. Теперь Иде придется много раз нырять к сестре, обеспечивая ее баллонами с кислородом и пытаясь освободить ее. При этом фильм черпает энергию в условия, которые диктует физика: сестрам надо спешить, но не ускоряться, так как резкие всплытия опасны.
Фильм облагораживает действием на природе, действительно погружением в нее. Качественно использует элементы производственной драмы (Тува – промышленный водолаз). Действие выстроено без чудес, реалистично, с вниманием к деталям, что дает триллеру силу.
Также это семейная драма про сестер, отлично сыгранная Муа Гаммель и Мадлен Мартин, история любви и верности, что делает происходящее под водой и над поверхностью осмысленным и выстраданным.
При этом фильм абсолютно свободен от стандартов «повестки» (кроме того, что героини женщины). Тут героиня ради сестры идет на неприятный для всех «зеленых» эпизод с собакой. Фильм обходится без национальной инклюзивности, мигрантов тут показывают лишь на секунды, и северянка критикует их за некомпетентность.
«Выхода нет» (2022): карты врут
Дарби (Гавана Роуз Лю) сбегает из центра по реабилитации, чтобы попасть в Солт-Лейк-Сити в клинику к маме. По дороге попадает в буран и останавливается в социальном центре. Там уже кукуют пара пенсионеров (ветеран десанта Эд и медсестра Сэнди) и два молодых мужика.
Дарби выходит на парковку, чтобы половить сеть (которой, конечно, нет). И обнаруживает в чьем-то фургоне пленницу. Не зная, кто хозяин фургона, и какая опасность может грозить в случае попытки освобождения запертой, Дарби пытается установить негодяя.
Сначала будет карточная игра в «Брехню», суть которой в способности разглядеть ложь конкурента. Потом – беготня в лесу и разборки в домике, в ходе которых имеет значение, врет человек или нет. В итоге получаются забавные движения в ограниченном периметре.
«Линия горизонта» – успех авторов «Отмели»
Сопродюсером Horizon Line стал продюсер и режиссер хита «Отмель» (2016) про застрявшую на пляже с акулой героиню Блейк Лайвли. Обе картины выглядят как родные сестры. Кстати, их снимал оператор Флавио Мартинес Лабиано.
Новинка «Линии горизонта» в том, что сценарий писали Джош Кэмпбелл и Мэтт Стюкен, сочинивашие тоже камерный триллер «Кловерфилд, 10». Хороший замысел помогают воплощать классные актеры: Эллисон Уильямс («Прочь») и Александр Дреймон («Последнее королевство»).
Сара прилетает на Маврикию на свадьбу подруги и встречает бывшего возлюбленного, с которым жила целый во время своего дауншифтинга. Так выходит, что Сара и Джексон оказываются в неуправляемом самолете над морем. Может быть, им все-таки суждено жить и умереть вместе.
Фильм авантюрный. Риск, на который идут герои, очень велик. С законами физики всё нормально, просто трудно поверить, что человек способен выдержать все эти испытания с таким высоким процентом везения.
Это нормально, ведь и «Отмель» (тут есть отсылки к ней) не классика реализма. Также можно спорить о камерности, ведь перед самолетом фильм устраивает шикарную экскурсию по курорту, и даже на пару мину покажут Лондон. Но главное действие все-таки на борту, поэтому зачёт.
Спасибо за дочитку! Подписывайтесь, и продолжим!