Найти тему
Navygaming Channel

"...У нас, ведь, решительно нет ничего"/П.Сервера, 16 марта 1898 года (10-11)

Новый 2024 год, но у нас на столе снова письма из прошлого - письма адмирала Паскуале Серверы, которые он писал весной 1898 года, 125 лет назад, пытаясь "достучаться" до разума людей "принимающих решение" (как мы знаем у него это не получилось). Продолжим знакомство с письмами адмирала А.Серверы, которые достаточно красноречиво свидетельствуют об критической обстановке, которая сложилась в испанском флоте, да и в самой Испании накануне войны с США, в которой не только не было возможности победить, но и заключить перемирие было затруднительно. Сегодня познакомимся с двумя письмами (№10,11), где он высказывает свое мнение в надежде что его услышат в правительстве.

Понимая как никто сложность ситуации Сервера все ее надеется, что его услышат, и главное - дадут возможность выступить на заседании советов министров. Новое письмо датируется 16 марта, хотя предыдущее (№9) относят уже к 25 марту.

«Вчера я получил ваше письмо от 14-го числа и из него усматриваю, что мы оба вполне согласны в своих мнениях касательно войны, которая угрожает нашему бедному отечеству. Так как мы оба одинаково воодушевлены наилучшими стремлениями, то такое согласие между нами должно было неизбежно появится. Оказывается также, что и само правительство разделяет наше мнение, но я все-таки боюсь, что найдется какой-нибудь министр, который хотя и верит в наше неблагополучие, но может случайно быть ослеплен целым рядом имен, перечисленным в общем списке судов, и, пожалуй, не заметит тогда той разительной несоответственности, которая существует между обеими флотами, в особенности же, если он не будет знать о всех наших нехватках, тогда как без запасов, зарядов, угля и прочего никакая морская война немыслима. У нас, ведь, решительно нет ничего!"

Интересно, что кроме принятых ранее мер по усилению флота испанское правительство озаботилось и увеличением количества миноносцев. Обычно в свете испано-американской войны в источниках упоминаются два истребителя миноносцев "Террор" и "Плутон" (участники боя), которые однако не смогли показать ничего выдающегося, но в распоряжении испанцев их было больше.

Миноносец "Фурор" на испытаниях
Миноносец "Фурор" на испытаниях

Первыми в состав испанского флота вступили два эсминца "Террор" и "Фуррор", которые были готовы уже к концу 1896 года. Но здесь следует добавить, что в британском Клайдбэнке на верфи Томсона были построены их усовершенствованные версии большего водоизмещение - "Аудас" и "Осадо", а за ними и еще два - "Плутон" и "Прозерпина".

Испанский эсминец "Аудас"
Испанский эсминец "Аудас"

Однако из этих шести единиц только три "успели" к войне, а вернее к выходу эскадры Серверы на Кубу: "Фурор", "Террор" и "Плутон". Так сложилось, что еще три ("Аудас", "Осадо", "Прозерпина") были переданы буквально в дни начала войны (март-апрель 1898 года) и испанское правительство решило не отправлять только что полученные корабли на театр боевых действий (вполне разумно, надо отметить - как мы помним, через несколько лет крейсера "Жемчуг" и "Изумруд" будут "достраиваться" прямо в походе).

Для справки: Эсминцы типа "Аудас" имели водоизмещение (нормальное/полное) - 400/430 т, размерения - 69,8х6,88х3 м; ГЭУ - две ПМ ТР, 2 винта, 4 котла, 7500 л.с.; скорость хода (проектная) - 30 узлов, запас топлива - 100 т угля; дальность хода - 1100 мль (15); экипаж - 67 человек. Вооружение - 2-75-мм/42, 2-57-мм/42 орудия, 2-37-мм пушки, 2-356-мм ТА

В целом, по оценкам экспертов это были неплохие корабли по своей сути, можно встретить упоминание, что по отдельным параметрам (например, по вооружению и скорости) они превосходили и русский "Сокол", и британские "26-узловые" истребители, который иногда называют "прародителем" "эскадренных миноносцев" как таковых. Правда к этим кораблям были нарекания по качеству постройки: упоминалось, что у «Фурора» и «Террора» листы носовой обшивки "сдают при волнении, причем несколько шпангоутов у них уже переломилось". «Истребитель» «Плутон» обладал таким же недостатком, когда он шел из Англии, и поэтому ему скрепляли носовую часть в "Ферроре".

А главное - даже на такие небольшие корабли испанцы не смогли найти уголь. Большую часть пути через Атлантику эти три эсминца шли на буксире, как раз из-за постоянных неполадок и отсутствия угля. Более того, именно неисправность в машине "уберегла" "Террор" от гибели в бою у Сантьяго-де -Куба, так как он остался ремонтироваться в Форт-де Франсе. На мой взгляд - хорошая иллюстрация "готовности флота" к походу и бою.

Сервера на что-то еще надеялся и писал: "Если моя боязнь имеет основание, то я полагаю было бы в высшей степени важно, чтобы весь совет министров в полном его составе был бы вполне осведомлен о нашем ужасном положении, дабы не осталось ни малейшего сомнения в том, что война поведет нас к страшной гибели, следствием чего будет унизительный мир и самое ужасное разорение; ввиду этого необходимо не только избегнуть войны, но еще отыскать средство делать ее невозможной и в будущем. Если этого не сделают, то чем больше пройдет времени, тем хуже будет окончательный результат — разрешится ли он миром или войной".

Характеристику состояния Испании на тот момент может характеризовать и такая практика, как сбор денег на строительство боевых кораблей. Например, еще в 1897 году русский журнал "Морской сборник" (№ 8) писал о том, что в испанских колониях обоих Америк была открыта подписка для сбора пожертвований, предназначающихся на покупку судов для МЕТРОПОЛИИ. И что интересно, эта подписка дала три миллиона песет (по данным русского журнала), и такую же сумму получены и подписаны обязательства сделать взносы в будущем. И испанское правительство быстро воспользовалось этим положением, был сделан заказ на постройку в казенном Каракском адмиралтействе (Кадис) крейсера 2 класса водоизмещением 3000 т, получившим название "Исабель ла Католика". Правда в итоге этот крейсер так и не построили. Зато построили другой, деньги на который тоже собирали по подписки - им оказался крейсер "Рио де Ла Плата".

Крейсер 2 класса "Рио де Ла Плата"
Крейсер 2 класса "Рио де Ла Плата"

Деньги на него собирали испанцы, живущие в Аргентине и Уругвае, а строился он во Франции. Был довольно неплох для своего времени, но к испано-американской войне он опоздал (спущен на воду летом 1898 года), зато поучаствовал в Первой мировой войны в качестве минного заградители, а в 1920-е годы служил в качестве плавбазы для гидросамолетов в Барселоне.

Кто знает историю русского флота - тоже может найти некоторые аналогии, впрочем не только флота, и не только историки, ((. Что касается Серверы, которому были знакомы данные факты, то он не зря взывал к здравомыслию правительства.

"Из этого рассуждения для меня ясно как день, что раз мы не должны вступать в войну, чтобы не испытать на себе последствий полного разгрома и коль скоро мы не можем вести с Соединенными Штатами непосредственных переговоров вследствие их заносчивости, то нам, может быть, не останется ничего более, как уладить наш спор третейским судом, если неприятель изъявит на это свое согласие. Дело это, конечно, не входит в круг моих обязанностей как начальника эскадры, ибо я обязан доносить только о военном состоянии моей части и исполнять указы правительства, но тем не менее правительство должно быть вполне осведомлено обо всем, что касается общего положения всех дел. Прежде чем кончать с этим вопросом, я все-таки настаиваю на том, что, может быть, было бы полезно для меня устно уведомить членов кабинета, что я готов по первому требованию немедленно исполнить всякое приказание».

Как видим испанский адмирал "до последнего" надеялся что его услышат и постараются понять.

Как мы увидим сейчас, уже из одиннадцатого письма, надежды, которые питал П.Сервера насчет готовности кораблей эскадры постепенно иссякали. Причем это касалось и достаточно "сложных вопросов" к которым можно отнести установку орудий главного калибра на броненосный крейсер "Кристобаль Колон", так и более "мелких", но от этого не менее важных - таких как получение гильз для снаряжения снарядов среднего калибра на другие броненосные крейсера.

Крейсер "Кристобаль Колон" так и не получил своих орудий главного калибра
Крейсер "Кристобаль Колон" так и не получил своих орудий главного калибра
Сервера писал: «Я буду очень рад, если Ансальдо выполнит свои обещания касательно 10-дюймовых орудий крейсера «Кристобаль Колон». Патронные гильзы для 5,5-дюймовых орудий нам крайне необходимы. На «Кристобаль Колон» их имеется только тридцать, и весьма возможно, что «Окендо» и «Бискайя» снабжены ими не лучше. В настоящее время завод доставляет их нам только по сотне в неделю; допуская, что первые уже доставлены или будут присланы на этих днях в Кадикс, мы можем рассчитывать, что всех не получим еще и к октябрю. Затем их надо будет еще снарядить, а потому они никоим образом не поспеют к нынешней войне. Я ожидал первые к январю, но оказывается, что не получу их раньше апреля".

Еще в своем седьмом письме, а это 26 февраля, то есть за месяц до текущего, Сервера поднял вопрос о переснаряжении снарядов для "К.Колона", и подтвердил эту проблему в следующем - от 28 февраля, и судя по всему меры так и не были приняты. Ситуация с другими кораблями оказалась не лучше, обратите внимание на проблемы "Пелайо", которые в итоге привели к тому, что броненосец так и остался в Испании.

"Машина для «Пелайо» готова, и судно могло бы уходить в море, но, как же быть относительно второстепенной батареи и броневого бруствера? Они не будут готовы. Хорошо было бы поставить хоть прежнюю батарею! Но я сомневаюсь, чтобы это было возможно: вырезы портов не позволят. Я слышал, что команда, приведшая «Пелайо», была взята с «Витторио»; это новое доказательство нашей бедности. Было бы очень хорошо, если бы «Карлос V» скоро был готов, но я слышал, что 4-дюймовая батарея на нем еще не установлена, а потом, ведь, предстоят ему еще испытания".

Таким образом, какой бы корабль Сервера не осматривал - находились недостатки и серьезные проблемы с оснащением, исправлением неисправностей или подготовкой команды. Сыграл свою роль и тот момент, что на начало 1898 года ряд кораблей испанского флота проходило различные модернизации, но с их завершением они опоздали. Как позже, в русско-японскую войну, российское Морское ведомство рассматривало вопрос срочного приобретения новых боевых кораблей у "сторонних партнеров", так и испанские руководители не оставили без внимания такой прием.

Испанское правительство попыталось приобрести в Италии броненосные крейсеры "Карло Альберто" и "Варезе". Было бы любопытно посмотреть на два "гарибальдийца" в испанском флоте ("Колон" и "Варезе"), но сделка не состоялась. Интересно, что чуть позже Япония все же смогла получить два итальянских крейсера и активно их использовать в войне с Россией.

Итальянский броненосный крейсер "Карло Альберто"
Итальянский броненосный крейсер "Карло Альберто"

Любопытно, что Сервера не особо надеялся и был доволен таким вариантом.

Сервера писал: "Я никогда не питал большого доверия к купленным судам. Несведущие люди поднимали всегда слишком много возни из-за пустяков. Из-за этого мы потеряли «Гарибальди"», а теперь лишились двух бразильских крейсеров. В сущности мы получили только «Крситобаль Колон» (прекрасное судно), но он еще не прибыл, а затем еще «Valdes». Если допустить, что у нас все было бы в порядке и что Провидение даровало бы нам победу, что в высшей степени невероятно, то мы и тогда оказались бы в тех условиях, о которых я писал в моем последнем письме, и чего не нахожу нужным повторять".
Итальянский броненосный крейсер "Варезе"
Итальянский броненосный крейсер "Варезе"

Для справки надо отметить, что деньги у испанского правительства на покупку кораблей были (что парадоксально) и их срочно потратили. В Германии купили пароходы "Колумбия", "Нормандия", в Великобритании - яхту "Гиралда", у испанского пароходного общества "Компания Трансатлантика" - 12 пассажирских пароходов, предназначенных ля службы в качестве вспомогательных крейсеров. Но как мы знаем, до "крейсерской войны" со стороны Испании как то не дошло. Может быть не стоило тратить деньги на эти приобретения? Так как никакого влияния эти суда на ситуацию не оказали.

Но как бы то ни было - дела шли к своим разрешениям. Корабли готовились к походу, а Сервера собирал эскадру, которой еще не было как единой силы под единым командованием. Так, по данным Н.А.Обручева еще 13 марта на Антильские острова ушла эскадра адмирала Камары: 3 крейсера (Обручев из классифицирует как "линейные"), 3 миноносца и 1 вспомогательный крейсер. И в тот день как Сервера писал свое десятое письмо, 16 марта эта эскадра достигла Канарских островов. В то же время флагман Серверы (флагман Практической эскадры) - броненосный крейсер "Инфанта Мария Тереза" все еще находился в Кадисе вместе с крейсером "Кристобаль Колон". Поэтому не удивительно, что в документах оставленных Серверой чаще всего упоминаются именно "Инфанта" и "Колон".

"Мне остается теперь только получить уведомление о назначении эскадры. Я считаю, что крейсер «Инфанта Мария Тереза» должен бы теперь быть в Кадиксе, где ему нужно переснарядить патронные гильзы, а затем ему следует отправиться в море как только его орудия будут установлены на место. Не стану более настаивать на этих указаниях, но я знаю, что голос моей совести, подогреваемый любовью к родине, подсказывает мне, что, говоря это, я исполняю свой неизбежный долг».
Схема внешнего вида крейсера
Схема внешнего вида крейсера

Как мы знаем, "голос" П.Серверы так и не был услышан, и 8 апреля 1898 года адмирал с двумя крейсерами вышел из Кадиса, двинувшись искать остатки своей эскадры. Но были еще письма, и о них мы еще поговорим.

Продолжение следует

P.S.При подготовке статьи использованы материалы Н.В.Митюкова, Н.Н.Печукониса, А.А.Белова, журналов "Бриз", "Морской сборник".

P.S. Интересно, а что за корабль "Вальдес" ("Valdes") вспоминал Сервера? Есть предположения?