Смею предположить, что большинство людей активно пользуются маркетплейсами. Некоторые, просто не могут представить свою жизнь без бесконечных заказов товаров через интернет. Есть даже такая болезнь - ониомания, то есть непреодолимое желание что-либо покупать без необходимости, ради удовольствия от самого процесса покупки. В последнее время это приобрело еще больший размах, поскольку сам процесс выбора и последующего приобретения товара происходит непосредственно в интернете.
Я сам хоть и живу в Санкт-Петербурге, в городе, где, такое ощущение, что в магазинах есть все, но тем не менее довольно часто все равно что-то себе заказываю. Честно, очень удобно. В 100м от моего дома находится торговый центр, в котором есть все необходимые пункты выдачи товаров: «Ozon», «Wildberries», «Яндекс.Маркет», «СДЭК», «Boxberry».
Думаю, вы не удивитесь, если узнаете, что на маркетплейсах люди покупают не только всякие «безделушки», но и дорогостоящие товары, такие как ювелирные украшения, телефоны и ноутбуки. Я пока до такого не дошел. Покупки, дороже 10 000 ₽ делаю в магазинах или у проверенных продавцов.
Покупка дорогостоящего ноутбука
Наш сегодняшний герой, Андрей, решил приобрести себе новенький ноутбук. Причем при покупке, он решил немного сэкономить, поэтому воспользовался платформой для заказа товаров из других стран - «СДЭК.Маркет». Ноутбук - вещь недешевая и стоит около 119 000 ₽, но и скидка, как вы понимаете, выходит довольно приличная. Правда есть один нюанс, доставка занимает около 1-2 месяцев. Но когда получается сэкономить приличную сумму денег, то люди готовы ждать.
Для примера, найдем на данном сайте ноутбук с похожей стоимость. Пусть это будет Macbook Air 13,6 M2, 256 GB. Стоимость такого ноутбука на сайте «СДЭК.Маркет» составляет 112 700 ₽, в то время как в розничных магазинах он будет стоить дороже. Например, в «ДНС» такой ноутбук продается за 128 000 ₽.
Есть, конечно, такие места, где можно купить еще дешевле и быстрее, но статья абсолютно не об этом. Каждый имеет право покупать там, где считает нужным.
Вернемся к Андрею. Свой ноутбук он полностью оплатил на сайте, а затем стал ждать доставку. Согласно условиям договора, срок доставки ноутбука составляла от 4 до 8 недель с момента оформления заказа. Указанный срок также и подтвердил сотрудник организации в переписке в мессенджере.
Дела судебные
Спустя 2 месяца ожидания товара, Андрей утратил интерес, поэтому принял решение отказаться от ноутбука. Еще спустя месяц, он направил исковое заявление в суд, потребовав расторгнуть агентский договор, вернуть уплаченные денежные средства, взыскать компенсацию морального вреда в размере 20 000 ₽ и штраф в размере 59 500 ₽ (половина стоимости).
Представитель организации возражал относительно удовлетворения исковых требований, настаивая на том, что является лишь агентом, поскольку занимается только выкупом товара и организует доставку приобретенного товара заказчику, за что получает свое вознаграждение. Что касается срока доставки, то он является исключительно ориентировочным, что и указано в соответствующем пункте правил договора.
В судебном заседании выяснилось, что стороны согласовали условия срока доставки ноутбука. Кроме того, данный срок подтверждается перепиской сторон в мессенджере, где организация обязуется доставить ноутбук точно до указанной даты. Более того, выяснилось, что заказ был создан 31.01.2022, в то время как крайний срок доставки товара был указан как 25.01.2022. Сам же ноутбук прибыл в пункт выдачи уже через три недели, а именно 18.02.2022.
Быстро, однако за пределами сроков.
Согласно п. 1 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей» если исполнитель нарушил сроки выполнения заказа или во время работы ему стало очевидным, что работа не будет выполнена в срок, то потребитель вправе:
- назначить исполнителю новый срок;
- поручить выполнение работы третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
- потребовать уменьшения цены за выполнение работы;
- отказаться от исполнения договора о выполнении работы.
В нашем случае, Андрей решил отказаться от исполнения договора и вернуть себе все потраченные денежные средства. Имел право, так сказать. Ведь право выбора защиты принадлежит потребителю.
В итоге, суд удовлетворил исковые требования Андрея, взыскав с «СДЭК.Маркет» общую стоимость ноутбука в размере 119 000 ₽, компенсацию морального вреда в размере 3 000 ₽ и штраф в размере 30 000 ₽, который в два раза был снижен на основании ст. 333 ГК РФ.
Естественно, с вынесенным решением ответчик был не согласен и подал апелляционную жалобу, которую Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда оставила без удовлетворения, а решение районного суда без изменения.
Источник: Апелляционное определение Свердловского областного суда по делу № 33-16666/2023
Да, логистические проблемы, а также проблемы с поставщиками могут быть у любых организаций, но в данном случае прослеживается явная ошибка компании, которая создала и оформила заказ лишь спустя 2 месяца после его оплаты.
А как часто вы заказываете себе товары в интернете? Даже моя бабушка, практически ежедневно пользуется различными маркетплейсами. А поскольку она живет в другом городе, то периодически заказывает там подарки мне, моей жене и сыну: «Володя, привет, сходи пожалуйста на «Валдберис», я там Женечке (мой сын) игрушку купила».
С Уважением,