«Орнаментация» – это украшение вокала. Украшения могут быть как мелодичными, так и ритмичными. Они также известны как «быстрые фразировки», «беглые ноты», «мелизмы», «riff and runs» или «колоратура» (в классической музыке). Быстрые фразы или мелизмы часто используются в мировой музыке, госпеле, музыке R’n’B и во многих операх. #316
Орнаментация, скорее всего, появляется в сочетании различных уровней от 1 до 6. Голосовые связки производят высоту звука, а речевой тракт – сетку. (см. «Различные уровни речевого тракта»).
Сделать быструю пробежку по нотам ровной и одинаковой бывает очень сложно, так что она часто может стать неопрятной и неритмичной, а мелодическая линия – размытой, расплывчатой и нечёткой. Добиться равномерного и ровного быстрого прохождения нот можно, используя технику орнаментации. Однако, прежде чем вы сможете извлечь выгоду из этой техники, вы должны точно знать, какие ноты вы хотите спеть в орнаментации. Если вы этого не знаете, украшение вряд ли будет удачным. Чтобы принять решение, ознакомьтесь с главой «Импровизация и фразировка».
Научиться выполнять технику орнаментации несложно, но это требует довольно много практики и времени.
Певцы, которые используют или использовали технику орнаментации
Cristina Aguilera, Cecilia Bartoli, Beyonce, Michael Bolton, Boyz II Men, Maria Callas, Khaled Hadj Brahim, Mariah Carey, Randy Crawford, Celine Dion, Lauryn Hill, Whitney Houston, James Ingram, Freddie Jackson, Om Kalsoum, Nusrat Fateh Ali Khan и Stevie Wonder.
Есть два способа создания основы техники орнаментации. Один из них осуществляется посредством молоточкового вибрато, а другой – посредством гортанного вибрато. Вы можете использовать тот, который предпочитаете.
Метод молоточкового вибрато
Спойте ноту с молоточковым вибрато (см. «Молоточковое вибрато») и убедитесь, что вибрато ритмически ровное. Не имеет значения, если поначалу вибрато будет немного ломанным. Практикуйте его до тех пор, пока оно не станет полностью равномерным на всех скоростях.
Затем практикуйте вибрато, пока оно не станет лёгким и менее резким. Оно по-прежнему должно быть ровным, сохраняйте основную ноту до конца. Практикуйте молоточковое вибрато как в более быстром, так и в медленном темпе, сохраняя его легкость. Когда вы сможете контролировать скорость, у вас будет «сетка», которая является основой техники орнаментации. #303
Метод гортанного вибрато
Если вы способны выполнить очень медленное гортанное вибрато, вы можете использовать его в качестве отправной точки (см. «Гортанное вибрато»). Сделайте гортанное вибрато как можно более медленным и ставьте акцент на нижнем звуке при каждом колебании. Теперь постепенно делайте ударение более отчётливым, чтобы, в итоге, вы не услышали разницы в высоте звука вибрато. Теперь гортанное вибрато стало звучать как пульсации на одной ноте, а не движения звука вверх и вниз. Когда вы сможете контролировать эти акценты и их скорость, у вас будет «сетка», которая является основой техники орнаментации. #304
Упражнения на технику орнаментации
Помните, что, если во время занятия что-то кажется неправильным или вызывает дискомфорт, значит ваш голос пытается сказать вам, что вы делаете что-то не так. Обращайте внимание на эти сигналы!
Помните:
- Вам всегда должно быть комфортно петь.
- Техника должна сразу давать желаемый результат. Если этого не происходит, значит вы работаете с ней неправильно.
- Если упражнение причиняет боль, ощущается некомфортным или неправильным, то оно НЕПРАВИЛЬНО. Вы – единственный, кто знает, что вы чувствуете, доверяйте своим ощущениям.
Используйте «сетку» с гласной «I» (как в «sit»), выберите долю и разделите её на две (восьмые ноты). Затем разделите её на три (триоли), затем на четыре (шестнадцатые ноты), а затем на шесть (шестнадцатые триоли). Потренируйтесь увеличивать и уменьшать темп и, если хотите, используйте метроном. #305
Используйте, например, три, четыре или пять пульсаций на долю сетки. На первой пульсации каждой тройки, четвертки или пятёрки пойте другую ноту (другими словами, меняйте ноту на сильной доле). Как только вы это сделаете, пропойте звукоряд вверх и вниз по трём нотам. Когда вы освоитесь с этим, увеличьте количество пульсаций до шести или более на удар и повторите звукоряд. Повторите упражнение, начиная каждый раз на полтона выше. #306
Далее, вместо того чтобы менять ноту при каждой сильной доле, меняйте её при каждой пульсации в сетке. Когда вы освоитесь с этим, попробуйте скачки на различные интервалы и гаммы. Затем переходите к небольшим мелодическим последовательностям. Достаточно опытные певцы могут использовать пентатонику и блюзовые гаммы (см. «Продвинутые мелодические упражнения»). Убедитесь, что сетка остается ровной и лёгкой. Объединение сетки с нотами – и есть техника орнаментации. #307
Чередуйте пение нот с сеткой и без нее, чтобы вы могли добавлять или удалять её по своему желанию. #308
Практикуйте сетку во всех режимах. #309
Практикуйте технику орнаментации, пропевая разные ноты в сетке во всех режимах. Имейте в виду, что в некоторых режимах требуется больше энергии, чем в других.
Орнаментация в Нейтральном с воздухом #310
Орнаментация в Нейтральном без воздуха #311
Орнаментация в Кёрбинге #312
Орнаментация в Овердрайве #313
Орнаментация в Эдже #314
Отрабатывайте различные ритмические последовательности в технике орнаментации. Создавайте быстрые ритмичные орнаментации, соединяя вместе разные ритмические последовательности. #315
Выберите песню и решите, где разместить мелизмы. Сначала разместите сетку на длинных нотах в нужном вам месте. Когда вы сможете её контролировать, используйте разные ноты в сетке. Когда вы не используете сетку, вы можете петь совершенно без какого-либо вибрато, поскольку это обеспечивает больший контраст с мелизмами. Позже вы сможете добавить всевозможные вибрато туда, где раньше их не было. Когда вы сможете контролировать все эти эффекты, вы можете свободно выбирать между различными видами вибрато в рамках одной и той же фразы. #316