Найти в Дзене

Вибрато

Оглавление

У детей и неподготовленных певцов вибрато в голосе обычно отсутствует. Но вибрато находят, стоит им какое-то время потренироваться.

После приобретения вибрато обычно требуется хорошо владеть техникой, чтобы петь без него. Очень умелые и опытные певцы часто предпочитали чередовать пение с вибрато и без него в зависимости от музыкального стиля.

Скорость и диапазон вибрато могут сильно отличаться у разных певцов.

Два типа

Существует два типа вибрато: «молоточковое» и «гортанное» вибрато. Для молоточкового вибрато характерна пульсация, тогда как для гортанного вибрато характерна как пульсация, так и разница в высоте звука. Оба вида вибрато можно приобрести с практикой.

Молоточковое вибрато

Молоточковое вибрато также известно как вибрато «голосовых связок». Оно звучит как длинная последовательность пульсаций на одной и той же ноте. Это можно рассматривать как длинную линию атак. Молоточковое вибрато, скорее всего, появляется на уровне голосовых связок, т. е. на уровне 1 (см. «Различные уровни речевого тракта»).

Если молоточковое вибрато используется в Овердрайве или Эдже, оно может звучать как блеяние овцы или пулемёт. Вибрато можно натренировать для достижения желаемой скорости пульсаций. Его часто можно услышать в этнической музыке, такой как арабское пение и пение фламенко. Его также используют некоторые французские певцы, такие как Эдит Пиаф и Шарль Азнавур, а также некоторые исполнители народных песен. Молоточковое вибрато можно использовать в качестве предварительного упражнения при работе с мелизмами (см. «Техника орнаментации»). #286

Певцы, которые используют или использовали молоточковое вибрато.

Antony Hegarty (Antony and the Johnsons), Beth Hart, Buffy Saint Marie, Cher, Eartha Kitt, John Denver, Randy Crawford и Robin Gibb (Bee Gees).

Практикуйте молоточковое вибрато

Вдохните, а затем выдохните со многими небольшими остановками и ощущением задержки дыхания. Скопируйте звук блеяния овцы или пулемёта. Это молоточковое вибрато. Практикуйте быстрые пульсации, пока они не станут ЛЁГКИМИ и РОВНЫМИ. Помните, что это не должно быть неприятно или болезненно. Не забывайте соблюдать три основных принципа: используйте поддержку, используйте необходимый тванг и избегайте выпячивания челюсти и сжатия губ. #287

Гортанное вибрато

Второй тип вибрато – гортанное вибрато или «горловое» вибрато. Разница между нотами в этом вибрато может быть более или менее отчетливой. Гортанное вибрато достигается за счёт движения гортани вверх и вниз, создавая изменение высоты звука. Это вибрато, скорее всего, создается в комбинации уровней от 1 до 4. Голосовые связки определяют высоту звука, а гортаноглотка – скорость (см. «Различные уровни речевого тракта»).

Это вибрато часто медленнее и имеет более широкий диапазон высоты, чем молоточковое вибрато, а также имеет большую разницу между нотами. Если ваша челюсть и язык сильно расслаблены, гортанное вибрато может время от времени сопровождаться дрожью языка, челюсти, а иногда и головы. Отчётливое гортанное вибрато часто используют эстрадные (крунеры), джазовые и блюзовые певцы. #288

Певцы, которые используют или использовали гортанное вибрато.

Birgit Nilsson, Bonnie Raitt, Carpenters, Elvis Presley, James Morris, Jessica Harper, Joni Mitchell, King Diamond, Lisa Minelli, Nicolai Gedda, Ronnie James Dio и Sebastian Bach (Skid Row).

Практикуйте гортанное вибрато

Вы можете практиковать гортанное вибрато, чередуя две ноты. Выберите две ноты, расположенные не очень далеко друг от друга (например, большую секунду или D-E-D-E и т. д. для женщин и F-G-F-G для мужчин). Ускорьте чередование нот. Тренируйте перемещение как можно быстрее и равномернее (схема 1). Затем выберите две ноты ещё ближе друг к другу (например, малую секунду или D-Eb-D-Eb для женщин и F-Gb-F-Gb для мужчин) и снова потренируйтесь в ускорении чередования нот (схема 2).

-2

Наконец, делайте вибрато рядом с той же нотой (т. е. четверть тона или даже меньше) и потренируйтесь делать перемещение как можно меньшим и равномерным. Вы можете помочь вибрато, используя вибрацию мягкого нёба. Представьте, что вы говорите как пожилая женщина или мужчина, и почувствуйте, как вибрирует мягкое нёбо. Постарайтесь преувеличить это ощущение и почувствуйте, что вы можете заставить мягкое нёбо двигаться, представляя, что вы тянете/толкаете мягкое нёбо. #289

Тренируйте скорость

Скорость пульсации обоих видов вибрато можно тренировать. Вы можете попрактиковаться в изменении скорости вибрато с помощью метронома. Установите метроном на частоту 60 ударов в минуту и делайте по три звуковых пульсации на каждый удар. Скажите «сс-сс-сс» или «эй-эй». Практикуйте эти пульсации, пока они не будут звучать одинаково и равномерно. #290

Затем потренируйтесь делать четыре или пять пульсаций на один удар. Представьте, что пульсации движутся вперед, а не вверх и вниз. Используйте больше поддержки, если вибрато неравномерное. Ускорьте вибрато, ускорив ритм метронома (т. е. увеличив «bpm» или «удары в минуту»), пока не достигнете желаемой скорости пульсации.

Когда вы поёте с вибрато, убедитесь, что оно соответствует ритму, если только вы из художественных соображений сознательно не выбрали что-то другое. Вибрато, не соответствующее темпу, может размыть ритм.

Практикуйте вибрато на ноте

Вибрато, развивающееся во время мелодической фразы, требует, чтобы горло не было зажато, и чтобы поддержка работала хорошо. Вибрато часто возникает автоматически, когда вы соблюдаете три основных принципа при утончении ноты с помощью интенсивной поддержки, например, если громкость уменьшается без уменьшения энергии поддержки.

Вибрато можно практиковать так же, как утончение или пианиссимо (см. «Громкость»). Пойте громкую ноту с хорошей поддержкой и без зажима. Поднимитесь на октаву и сохраните характеристики ноты. Постепенно уменьшайте громкость, сохраняйте необходимый тванг и сохраняйте энергию поддержки, как будто нота всё ещё громкая. Если у вас нет зажима, в конце ноты можно услышать вибрато. Почувствуйте лёгкую вибрацию мягкого нёба. Как только вы познакомитесь с этим чувством, вы можете помочь ему, увеличивая движение, если хотите большего вибрато. Следите за тем, чтобы челюсть не выпячивалась, и поддержка сохраняла движение. Это означает, что поддержка никак не заблокирована, она динамическая, а не статическая. Потерпите. Вначале вы можете услышать только очень слабое вибрато, которое трудно расслышать. Потренируйтесь с кем-нибудь ещё, так как другому слушателю легче услышать начало вибрато. #291

-3

Вибрато через образы и ощущения

  • Работу с вибрато можно охарактеризовать так: певец использует вдвое большую поддержку, чем требует определённая громкость, и в то же время держит «горло открытым». Если значение поддержки равно 100 и громкость также равна 100, нота будет без вибрато. Если значение поддержки равно 100, а громкость равна 50 и горло «держится открытым», дополнительные 50 можно использовать для создания вибрато.
  • Поддержка должна быть крепкой и ровной.
  • Звук похож на один сплошной поток с бороздками на поверхности.
  • Ощущение (но не поддержка) расслаблены, без интенсивного колебания.

Пульсирующее вибрато

Многие певцы хотят петь с вибрато, которое имеет «пульсирующий» звук: нечто-то среднее между двумя типами вибрато: гортанным и молоточковым. Если вы представите, что у вас гортанное вибрато с одной стороны и молоточковое вибрато с другой, вы можете получить множество вариантов, перемещаясь между ними. Переход от гортанного вибрато к молоточковому можно представить себе следующим образом: с одной стороны у вас «блеяние»; оно постепенно переходит в «слишком сильное вибрато»; оно, в свою очередь, постепенно переходит в гортанное вибрато; которое постепенно переходит в более мелкие колебания высоты звука; эти различия в высоте постепенно выравниваются, пока не превратятся в серию пульсаций; которые постепенно переходят в медленное молоточковое вибрато; которое постепенно переходит в молоточковое вибрато; и затем, наконец, вы приходите в энергичное молоточковое вибрато.

-4

Поскольку существует постепенный переход от одного типа вибрато к другому, количество возможных вариантов между ними безгранично. Есть два способа найти пульсирующее вибрато. Один – прийти к нему через молоточковое вибрато, а другой – через гортанное. Вы можете использовать тот метод, который вам больше нравится.

Использование вибрато

Опытные певцы используют вибрато, чтобы усилить выразительность. Оба типа вибрато можно использовать в песнях.

Многие певцы регулируют скорость вибрато в соответствии с размером и темпом песни. Например, вы можете добавить медленное вибрато в медленную песню и быстрое вибрато в быструю песню. Часто используемый метод может подчеркнуть напряжённость – начать ноту без вибрато, а затем постепенно добавлять его к концу #292. Вы можете добавить напряжённость в особых местах песни, делая вибрато все более быстрым #293 или замедлив его #294.

Разные музыкальные стили имеют разные индивидуальные предпочтения в отношении типов используемого вибрато. Классические вокалисты часто поют с большим вибрато, чем рок-певцы. Рок-певцы почти никогда не начинают ноту с вибрато, тогда как классические вокалисты почти всегда используют вибрато с самого начала ноты.

Если вам нужно вибрато в Овердрайве, Эдже или Кёрбинге, его нужно добавлять сознательно. В этих режимах вибрато обычно требует ещё больше энергии.

Упражнения на вибрато

Помните, что, если во время занятия что-то кажется неправильным или вызывает дискомфорт, значит ваш голос пытается сказать вам, что вы делаете что-то неправильно. Обращайте внимание на эти сигналы!

Помните:

  • Вам всегда должно быть комфортно петь.
  • Техника должна сразу давать желаемый результат. Если этого не происходит, значит вы работаете с ней неправильно.
  • Если упражнение причиняет боль, ощущается некомфортным или неправильным, то оно НЕПРАВИЛЬНО. Вы – единственный, кто знает, что вы чувствуете, доверяйте своим ощущениям.

Начните ноту без вибрато и постепенно добавляйте его ближе к концу #292

Потренируйтесь делать вибрато быстрее #293

Потренируйтесь делать вибрато медленнее #294

Разучите песню с молоточковым вибрато #295

Разучите песни с гортанным вибрато #296

Разучите песню без вибрато #297

Потренируйтесь подстраивать вибрато в соответствии с музыкальным размером 4/4 #298

Потренируйтесь подстраивать вибрато в соответствии с музыкальным размером 6/8 #299

Слишком сильное вибрато

У некоторых певцов есть проблемы со слишком сильным вибрато (также называемым «блеянием»). Обычно это происходит из-за того, что поддержка слишком слабая #300. Проблему можно решить, если петь с настолько большой громкостью и поддержкой, что вибрато пропадёт. Однако обычно для этого требуется больше энергии, чем привык певец. Увеличенную степень поддержки необходимо практиковать и сохранять до тех пор, пока вы хотите уменьшить вибрато.

Большинство певцов имеют тенденцию добавлять больше вибрато с возрастом. По этой причине регулярное пение без вибрато является отличным упражнением для всех певцов. Это требует большой поддержки и улучшает осознание того, сколько вибрато вы используете бессознательно. Чтобы полностью устранить вибрато, требуется значительная поддержка. Положите руку на солнечное сплетение и почувствуйте, как выпуклость постепенно движется наружу, пока вы исполняете ноту без вибрато (не забывайте при этом осторожно втягивать низ живота). #297

Непроизвольное вибрато

У некоторых певцов наблюдается непроизвольное быстрое вибрато, особенно ближе к концу фразы. Это вокальный дефект. Эта быстрая дрожь в голосе обычно возникает из-за отсутствия поддержки, что делает ноту нестабильной. Поначалу оно может звучать как молоточковое вибрато, но главное отличие в том, что его нельзя убрать по желанию.

Разные голоса реагируют по-разному. У большинства певцов отсутствие поддержки приводит к зажиму, который в большей или меньшей степени ограничивает голос и тем самым не позволяет ему достигать высоких нот. Но у других отсутствие поддержки приводит к непроизвольному вибрато. Поэтому непроизвольное вибрато часто можно услышать у опытных певцов, которые за многие годы, несмотря на недостаточную поддержку, научились преодолевать свои проблемы с взятием высоких нот. #301

Избавьтесь от непроизвольного вибрато (дрожания)

Если у вас появилось непроизвольное вибрато в голосе, следует как можно скорее избавиться от него. Чем дольше сохраняется непроизвольное вибрато или дрожание, тем более отчетливым оно может стать и тем труднее будет его устранить. Оно может настолько закрепиться, что будет проявляться на всех нотах, а не только в конце фраз.

От непроизвольного вибрато бывает сложно избавиться. Начните с тренировки своей поддержки, пока она не станет крепкой, и научитесь контролировать её, чтобы можно было усиливать её по своему желанию. В дальнейшем пойте только достаточно громкие ноты с большой энергией поддержки. Ноты теперь должны быть без какого-либо вибрато. Обычно для этого потребуется гораздо больше энергии, чем вы привыкли. Эти новые уровни энергии поддержки необходимо практиковать, и ни при каких обстоятельствах не следует петь с меньшей энергией. Когда вы сможете управлять отдельными нотами без непроизвольного вибрато, продолжайте работу с звукорядами из трёх или пяти нот вверх и вниз. После этого вы можете петь более длинные последовательности, например, гаммы без непроизвольного вибрато. #302

Вам следует продолжать работать с этой дополнительной энергией поддержки, пока не убедитесь, что непроизвольное вибрато исчезло. Когда вы можете петь на остатке воздуха, а непроизвольное вибрато не возвращается, значит оно, наконец, ушло. Попробуйте петь более длинные последовательности по две октавы вверх и вниз и убедитесь, что непроизвольное вибрато не появляется, даже когда у вас заканчивается энергия поддержки.

Продолжить чтение >>>

На Boosty вы можете найти более новую версию книги (2020 года):
Кэтрин Садолин - Complete Vocal Technique 2020 RUS
Оглавление
Книга "Complete Vocal Technique" на русском26 ноября 2023

Если материал был интересен, вы можете поддержать канал лайком, подпиской или рублём на Дзене, Boosty, ЮMoney или в VK