У детей и неподготовленных певцов вибрато в голосе обычно отсутствует. Но вибрато находят, стоит им какое-то время потренироваться.
После приобретения вибрато обычно требуется хорошо владеть техникой, чтобы петь без него. Очень умелые и опытные певцы часто предпочитали чередовать пение с вибрато и без него в зависимости от музыкального стиля.
Скорость и диапазон вибрато могут сильно отличаться у разных певцов.
Два типа
Существует два типа вибрато: «молоточковое» и «гортанное» вибрато. Для молоточкового вибрато характерна пульсация, тогда как для гортанного вибрато характерна как пульсация, так и разница в высоте звука. Оба вида вибрато можно приобрести с практикой.
Молоточковое вибрато
Молоточковое вибрато также известно как вибрато «голосовых связок». Оно звучит как длинная последовательность пульсаций на одной и той же ноте. Это можно рассматривать как длинную линию атак. Молоточковое вибрато, скорее всего, появляется на уровне голосовых связок, т. е. на уровне 1 (см. «Различные уровни речевого тракта»).
Если молоточковое вибрато используется в Овердрайве или Эдже, оно может звучать как блеяние овцы или пулемёт. Вибрато можно натренировать для достижения желаемой скорости пульсаций. Его часто можно услышать в этнической музыке, такой как арабское пение и пение фламенко. Его также используют некоторые французские певцы, такие как Эдит Пиаф и Шарль Азнавур, а также некоторые исполнители народных песен. Молоточковое вибрато можно использовать в качестве предварительного упражнения при работе с мелизмами (см. «Техника орнаментации»). #286
Певцы, которые используют или использовали молоточковое вибрато.
Antony Hegarty (Antony and the Johnsons), Beth Hart, Buffy Saint Marie, Cher, Eartha Kitt, John Denver, Randy Crawford и Robin Gibb (Bee Gees).
Практикуйте молоточковое вибрато
Вдохните, а затем выдохните со многими небольшими остановками и ощущением задержки дыхания. Скопируйте звук блеяния овцы или пулемёта. Это молоточковое вибрато. Практикуйте быстрые пульсации, пока они не станут ЛЁГКИМИ и РОВНЫМИ. Помните, что это не должно быть неприятно или болезненно. Не забывайте соблюдать три основных принципа: используйте поддержку, используйте необходимый тванг и избегайте выпячивания челюсти и сжатия губ. #287
Гортанное вибрато
Второй тип вибрато – гортанное вибрато или «горловое» вибрато. Разница между нотами в этом вибрато может быть более или менее отчетливой. Гортанное вибрато достигается за счёт движения гортани вверх и вниз, создавая изменение высоты звука. Это вибрато, скорее всего, создается в комбинации уровней от 1 до 4. Голосовые связки определяют высоту звука, а гортаноглотка – скорость (см. «Различные уровни речевого тракта»).
Это вибрато часто медленнее и имеет более широкий диапазон высоты, чем молоточковое вибрато, а также имеет большую разницу между нотами. Если ваша челюсть и язык сильно расслаблены, гортанное вибрато может время от времени сопровождаться дрожью языка, челюсти, а иногда и головы. Отчётливое гортанное вибрато часто используют эстрадные (крунеры), джазовые и блюзовые певцы. #288
Певцы, которые используют или использовали гортанное вибрато.
Birgit Nilsson, Bonnie Raitt, Carpenters, Elvis Presley, James Morris, Jessica Harper, Joni Mitchell, King Diamond, Lisa Minelli, Nicolai Gedda, Ronnie James Dio и Sebastian Bach (Skid Row).
Практикуйте гортанное вибрато
Вы можете практиковать гортанное вибрато, чередуя две ноты. Выберите две ноты, расположенные не очень далеко друг от друга (например, большую секунду или D-E-D-E и т. д. для женщин и F-G-F-G для мужчин). Ускорьте чередование нот. Тренируйте перемещение как можно быстрее и равномернее (схема 1). Затем выберите две ноты ещё ближе друг к другу (например, малую секунду или D-Eb-D-Eb для женщин и F-Gb-F-Gb для мужчин) и снова потренируйтесь в ускорении чередования нот (схема 2).
Наконец, делайте вибрато рядом с той же нотой (т. е. четверть тона или даже меньше) и потренируйтесь делать перемещение как можно меньшим и равномерным. Вы можете помочь вибрато, используя вибрацию мягкого нёба. Представьте, что вы говорите как пожилая женщина или мужчина, и почувствуйте, как вибрирует мягкое нёбо. Постарайтесь преувеличить это ощущение и почувствуйте, что вы можете заставить мягкое нёбо двигаться, представляя, что вы тянете/толкаете мягкое нёбо. #289
Тренируйте скорость
Скорость пульсации обоих видов вибрато можно тренировать. Вы можете попрактиковаться в изменении скорости вибрато с помощью метронома. Установите метроном на частоту 60 ударов в минуту и делайте по три звуковых пульсации на каждый удар. Скажите «сс-сс-сс» или «эй-эй». Практикуйте эти пульсации, пока они не будут звучать одинаково и равномерно. #290
Затем потренируйтесь делать четыре или пять пульсаций на один удар. Представьте, что пульсации движутся вперед, а не вверх и вниз. Используйте больше поддержки, если вибрато неравномерное. Ускорьте вибрато, ускорив ритм метронома (т. е. увеличив «bpm» или «удары в минуту»), пока не достигнете желаемой скорости пульсации.
Когда вы поёте с вибрато, убедитесь, что оно соответствует ритму, если только вы из художественных соображений сознательно не выбрали что-то другое. Вибрато, не соответствующее темпу, может размыть ритм.
Практикуйте вибрато на ноте
Вибрато, развивающееся во время мелодической фразы, требует, чтобы горло не было зажато, и чтобы поддержка работала хорошо. Вибрато часто возникает автоматически, когда вы соблюдаете три основных принципа при утончении ноты с помощью интенсивной поддержки, например, если громкость уменьшается без уменьшения энергии поддержки.
Вибрато можно практиковать так же, как утончение или пианиссимо (см. «Громкость»). Пойте громкую ноту с хорошей поддержкой и без зажима. Поднимитесь на октаву и сохраните характеристики ноты. Постепенно уменьшайте громкость, сохраняйте необходимый тванг и сохраняйте энергию поддержки, как будто нота всё ещё громкая. Если у вас нет зажима, в конце ноты можно услышать вибрато. Почувствуйте лёгкую вибрацию мягкого нёба. Как только вы познакомитесь с этим чувством, вы можете помочь ему, увеличивая движение, если хотите большего вибрато. Следите за тем, чтобы челюсть не выпячивалась, и поддержка сохраняла движение. Это означает, что поддержка никак не заблокирована, она динамическая, а не статическая. Потерпите. Вначале вы можете услышать только очень слабое вибрато, которое трудно расслышать. Потренируйтесь с кем-нибудь ещё, так как другому слушателю легче услышать начало вибрато. #291
Вибрато через образы и ощущения
- Работу с вибрато можно охарактеризовать так: певец использует вдвое большую поддержку, чем требует определённая громкость, и в то же время держит «горло открытым». Если значение поддержки равно 100 и громкость также равна 100, нота будет без вибрато. Если значение поддержки равно 100, а громкость равна 50 и горло «держится открытым», дополнительные 50 можно использовать для создания вибрато.
- Поддержка должна быть крепкой и ровной.
- Звук похож на один сплошной поток с бороздками на поверхности.
- Ощущение (но не поддержка) расслаблены, без интенсивного колебания.
Пульсирующее вибрато
Многие певцы хотят петь с вибрато, которое имеет «пульсирующий» звук: нечто-то среднее между двумя типами вибрато: гортанным и молоточковым. Если вы представите, что у вас гортанное вибрато с одной стороны и молоточковое вибрато с другой, вы можете получить множество вариантов, перемещаясь между ними. Переход от гортанного вибрато к молоточковому можно представить себе следующим образом: с одной стороны у вас «блеяние»; оно постепенно переходит в «слишком сильное вибрато»; оно, в свою очередь, постепенно переходит в гортанное вибрато; которое постепенно переходит в более мелкие колебания высоты звука; эти различия в высоте постепенно выравниваются, пока не превратятся в серию пульсаций; которые постепенно переходят в медленное молоточковое вибрато; которое постепенно переходит в молоточковое вибрато; и затем, наконец, вы приходите в энергичное молоточковое вибрато.
Поскольку существует постепенный переход от одного типа вибрато к другому, количество возможных вариантов между ними безгранично. Есть два способа найти пульсирующее вибрато. Один – прийти к нему через молоточковое вибрато, а другой – через гортанное. Вы можете использовать тот метод, который вам больше нравится.
Использование вибрато
Опытные певцы используют вибрато, чтобы усилить выразительность. Оба типа вибрато можно использовать в песнях.
Многие певцы регулируют скорость вибрато в соответствии с размером и темпом песни. Например, вы можете добавить медленное вибрато в медленную песню и быстрое вибрато в быструю песню. Часто используемый метод может подчеркнуть напряжённость – начать ноту без вибрато, а затем постепенно добавлять его к концу #292. Вы можете добавить напряжённость в особых местах песни, делая вибрато все более быстрым #293 или замедлив его #294.
Разные музыкальные стили имеют разные индивидуальные предпочтения в отношении типов используемого вибрато. Классические вокалисты часто поют с большим вибрато, чем рок-певцы. Рок-певцы почти никогда не начинают ноту с вибрато, тогда как классические вокалисты почти всегда используют вибрато с самого начала ноты.
Если вам нужно вибрато в Овердрайве, Эдже или Кёрбинге, его нужно добавлять сознательно. В этих режимах вибрато обычно требует ещё больше энергии.
Упражнения на вибрато
Помните, что, если во время занятия что-то кажется неправильным или вызывает дискомфорт, значит ваш голос пытается сказать вам, что вы делаете что-то неправильно. Обращайте внимание на эти сигналы!
Помните:
- Вам всегда должно быть комфортно петь.
- Техника должна сразу давать желаемый результат. Если этого не происходит, значит вы работаете с ней неправильно.
- Если упражнение причиняет боль, ощущается некомфортным или неправильным, то оно НЕПРАВИЛЬНО. Вы – единственный, кто знает, что вы чувствуете, доверяйте своим ощущениям.
Начните ноту без вибрато и постепенно добавляйте его ближе к концу #292
Потренируйтесь делать вибрато быстрее #293
Потренируйтесь делать вибрато медленнее #294
Разучите песню с молоточковым вибрато #295
Разучите песни с гортанным вибрато #296
Разучите песню без вибрато #297
Потренируйтесь подстраивать вибрато в соответствии с музыкальным размером 4/4 #298
Потренируйтесь подстраивать вибрато в соответствии с музыкальным размером 6/8 #299
Слишком сильное вибрато
У некоторых певцов есть проблемы со слишком сильным вибрато (также называемым «блеянием»). Обычно это происходит из-за того, что поддержка слишком слабая #300. Проблему можно решить, если петь с настолько большой громкостью и поддержкой, что вибрато пропадёт. Однако обычно для этого требуется больше энергии, чем привык певец. Увеличенную степень поддержки необходимо практиковать и сохранять до тех пор, пока вы хотите уменьшить вибрато.
Большинство певцов имеют тенденцию добавлять больше вибрато с возрастом. По этой причине регулярное пение без вибрато является отличным упражнением для всех певцов. Это требует большой поддержки и улучшает осознание того, сколько вибрато вы используете бессознательно. Чтобы полностью устранить вибрато, требуется значительная поддержка. Положите руку на солнечное сплетение и почувствуйте, как выпуклость постепенно движется наружу, пока вы исполняете ноту без вибрато (не забывайте при этом осторожно втягивать низ живота). #297
Непроизвольное вибрато
У некоторых певцов наблюдается непроизвольное быстрое вибрато, особенно ближе к концу фразы. Это вокальный дефект. Эта быстрая дрожь в голосе обычно возникает из-за отсутствия поддержки, что делает ноту нестабильной. Поначалу оно может звучать как молоточковое вибрато, но главное отличие в том, что его нельзя убрать по желанию.
Разные голоса реагируют по-разному. У большинства певцов отсутствие поддержки приводит к зажиму, который в большей или меньшей степени ограничивает голос и тем самым не позволяет ему достигать высоких нот. Но у других отсутствие поддержки приводит к непроизвольному вибрато. Поэтому непроизвольное вибрато часто можно услышать у опытных певцов, которые за многие годы, несмотря на недостаточную поддержку, научились преодолевать свои проблемы с взятием высоких нот. #301
Избавьтесь от непроизвольного вибрато (дрожания)
Если у вас появилось непроизвольное вибрато в голосе, следует как можно скорее избавиться от него. Чем дольше сохраняется непроизвольное вибрато или дрожание, тем более отчетливым оно может стать и тем труднее будет его устранить. Оно может настолько закрепиться, что будет проявляться на всех нотах, а не только в конце фраз.
От непроизвольного вибрато бывает сложно избавиться. Начните с тренировки своей поддержки, пока она не станет крепкой, и научитесь контролировать её, чтобы можно было усиливать её по своему желанию. В дальнейшем пойте только достаточно громкие ноты с большой энергией поддержки. Ноты теперь должны быть без какого-либо вибрато. Обычно для этого потребуется гораздо больше энергии, чем вы привыкли. Эти новые уровни энергии поддержки необходимо практиковать, и ни при каких обстоятельствах не следует петь с меньшей энергией. Когда вы сможете управлять отдельными нотами без непроизвольного вибрато, продолжайте работу с звукорядами из трёх или пяти нот вверх и вниз. После этого вы можете петь более длинные последовательности, например, гаммы без непроизвольного вибрато. #302
Вам следует продолжать работать с этой дополнительной энергией поддержки, пока не убедитесь, что непроизвольное вибрато исчезло. Когда вы можете петь на остатке воздуха, а непроизвольное вибрато не возвращается, значит оно, наконец, ушло. Попробуйте петь более длинные последовательности по две октавы вверх и вниз и убедитесь, что непроизвольное вибрато не появляется, даже когда у вас заканчивается энергия поддержки.