Найти тему
Alebrio

«Царевна-Лебедь» — мистическая картина Михаила Врубеля, предсказавшая ему дурную судьбу

В 1900 году Михаил Врубель написал картину поистине завораживающую — «Царевна-Лебедь», которая относится к «сказочному» циклу этого художника. В него входят ещё картины «Пан», «К ночи», «Сирень», «Жемчужина» и объединяет их время действия — ночью или вечером, и то, что их персонажи в реальности не существуют, а являются плодом фантазии самого Врубеля, вернее, его видением мифических героев.

Вот только прототипом Царевны-Лебедя из сказки Пушкина был персонаж более чем реальный, и очень близкий для Врубеля — его жена Надежда Забела.

Царевна-Лебедь
Царевна-Лебедь

Она пела в опере и заслуженно вызывала восхищение многих музыкальных критиков и поклонников оперного искусства, который в то время имелось намного больше. «Её чудесный переливающийся голос, выразительные, широко расставленные глаза, в которых можно утонуть, гибкий стан и обворожительная улыбка — кажется, что не влюбится в неё было невозможно» — писали о Надежде Забеле музыкальные критики.

Всё так и было — в 1896 году Врубель, уже ставший достаточно известным художником, создавал декорации для Панаевского театра. Там он и увидел Забелу, сразу влюбился, позабыв про свою природную стеснительность, в перерыве пошёл к ней дарить цветы и говорить восторженные комплименты, а через несколько дней предложил выйти за него замуж.

Сирень
Сирень

Забела согласилась — быть женой известного художника было почётно, да и тогда Врубель ещё не страдал от душевной болезни, хотя вот расчётливым и умеющим считать деньги человеком, настоящей опорой семьи с сильным характером назвать его было сложно, но зато безусловный талант искупал все эти недостатки.

Свадьбу сыграли в Швейцарии, куда Забела укатила на гастроли и поначалу были по-настоящему счастливы. Врубель несколько раз писал её портреты, и они были действительно достойными.

Портрет артистки Н.И. Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете "Ампир", исполненном по замыслу художника
Портрет артистки Н.И. Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете "Ампир", исполненном по замыслу художника

Но Царевна-Лебедь хоть была своеобразной вариацией образа Забелы, играющей её в опере Римского-Корсакова, но вот внешнего сходства практически не наблюдается. Это совершенно не тот типаж — сама Надежда Забела была дамой, крепкой, «кровь с молоком» и красота её — это красота здоровой и сильной женщины, а не нечто потустороннее и эфемерное, как на картинах Врубеля. «Не глядите в её глаза — околдует» — так говаривали некоторые критики и действительно, в том образе есть какое-то наваждение, а пристальный взгляд огромных, очень выразительных глаз забыть невозможно.

Пан
Пан

Опера Римского-Корсакова должна была состояться в 1900 году. Врубель создавал декорации к ней, а заодно всерьёз заинтересовался самим образом Царевны-Лебедя, мудрой женщины и могущественной волшебницы, своеобразной доброй ведьмы, которая может превратиться в прекрасную птицу. И Врубель написал её на границе между этими двумя ипостасями — когда она только начала превращаться в лебедя, ещё сохраняет человеческий облик, но уже отрастила величественные крылья. Они занимают значительный объём картины, и написаны размашистыми мазками, кажутся практически невесомыми и резко контрастируют с темнотой сгустившихся сумерек. И над этим противоборством света и тьмы выступает сама царица в своём человеческом облике прекрасной девы с магическим обворожительным взглядом, в котором читается и погибель, и великая награда.

К ночи
К ночи

Она совсем не кажется персонажем однозначно добрым и простым, есть в ней нечто демоническое, словно бы занятие волшебством исказило её первоначальную сущность чистой и непорочной девы. И чем-то напоминает сирену, прекрасными песнями которой лучше не поддаваться, иначе последовав за ними, можно утонуть в морской пучине.

Жемчужина
Жемчужина

За год до этого был написан «Демон летящий», а спустя пару лет «Демон поверженный». Так-то тема демона была Врубелю очень близка, жаль только, что со своими собственными он совладать так и не смог, и спустя пару лет после написания полотна «Царевна-Лебедь» оказался в психиатрической лечебнице. Действительно, этот взгляд был хоть и завораживающим, но сулил явную погибель.

Спасибо что дочитали до конца, лайк 👍 и комментарий отличный способ поддержать канал и автора ❤️.

Леонора Каррингтон сбежала на подводной лодке из психиатрической больницы. Необычная судьба художницы и ее картины.
ArtAlebrio4 марта 2023

Постоянное обновление каталога и широкий ассортимент товаров современных художников и мастеров ручной работы на любой цвет, вкус и кошелёк на сайте маркетплейса artAlebrio.com.

-7