Найти тему
Другой путь

Неизвестная заброшенная железная дорога уходящая вглубь Кавказа. Два дня шёл по ней пешком

Оглавление

Фоторассказ из пешего похода по железной дороге Очамчира - Акармара. Несмотря на то, что это одна из самых красивых и технически сложных веток бывшего СССР, с кучей мостов, тоннелей и т.п., её всё ещё никто не изучил. Информация и кадры в данном фоторассказе являются лютым эксклюзивом, публикуясь впервые в сети.

Железнодорожная сеть Абхазии имеет простейшую конфигурацию. Основная линия, пролегающая параллельно побережью Чёрного моря, и тупиковая ветка Очамчира — Акармара, поднимающаяся вглубь Кавказского хребта.

-2

Среди одичавших мандариновых и хурмичных садов, полузаброшенных, сожжённых войной сёл и старых лесов идёт в горы две ржавые стальные нитки.

-3

В конце концов, путь ныряет в узкое ущелье, и пройдя через несколько туннелей и с десяток мостов - упирается в тупик, если бы хотели строить дальше... да нет дальше бы точно не стали бы строить, так как это вылилось бы в беспрецедентный в мировом масштабе тоннель. Никто бы в здравом уме не пытался осуществить подобный проект, но даже то что было реализовано уже выглядит очень весомо, хотя теперь никак не используется и вряд ли конечная станция когда-нибудь снова увидит поезд.

-4

Ветка до станции Квезани (Совр. Ткуарчал) была построена ещё до ВОВ, раньше чем Абхазия была связана по железной дороге с Сочи. Цель - освоение Ткварчельского месторождения каменного угля, известного с 1900 года, но начавшего эксплуатироваться только в 1935 году (см. Шахта имени Сталина).

-5

В 40-е - 50-е путь ушёл дальше в горы до станций Ткварчели-2 и Акармара. Железная дорога исправно служила по своему назначению, перевозила пассажиров и грузы. Но в 1992 грянула война, после - разборки, нестабильность и разруха, не преодолённые до сих пор.

Короче говоря, по состоянию на 2024 ветка полностью заброшена, а конечная станция вообще отрезана от сети сошедшим селем.

-6

Тем не менее, Очамчира - Акармара, безусловно, является жемчужиной и без того прекрасной Абхазской ЖД.

Стальной путь от побережья Чёрного моря карабкается выше и выше, наверх. К красивой архитектуре вокзалов и природе добавляются горные виды с заснеженными вершинами.... Здесь есть всё, что мы так любим в железных дорогах... кроме поездов...

Прогуляемся же по всему протяжению данной потаённой линии. Удивительно, но похоже, я первый человек, который это сделал. По крайней мере из тех, кто отметился в сети.

-7

Но есть пара нюансов.

Во-первых, из-за непролазных зарослей полностью пройти по путям здесь не получится, это невозможно. Т.е. вообще невозможно. Это не Россия и не наши милые кустики. В Абхазии правит бал её величество "колючка". Несколько лет без движения и всё - не пролезет даже медведь. Колючка растёт только в тёплом климате.

Во-вторых, Абхазия - не самое безопасное для путешественника место. Здесь довольно нервная обстановка, ужесточённая повышенной криминогенностью и приправленная шпионофобией и русофобией (личное впечатление), и это надо иметь ввиду.

-8

Так что,... данная задача требует особого подхода. К моим услугам просёлочные дороги и широколиственные леса, среди которых Колючка почему-то тоже не растёт.

И чистые помыслы с открытостью миру, посмотрим помогут ли мне эти душевные свойства.

-9

Сама линия не очень длинная - 37 километров, нанизывающих на себя 7 раздельных пунктов, среди которых 3 станции, две остановки и один разъезд. В теории без проблем можно пройти за день, но я ведь не просто иду, так что с осмотром окрестностей, общением с аборигенами и иными событиями время проведённое здесь сильно растянулось.

  • Ст. Очамчира 0 км.
  • о.п. Беслахуба 7 км.
  • раз. Акуаскиа 14 км.
  • о.п. Гуп 20 км.
  • ст. Ткуарчал 26 км.
  • ст. Ткварчели-2 31 км.
  • ст. АКАРМАРА 37 км.

Станция Очамчира

1. Единственная узловая станция Абхазии. По состоянию на 2023 год - есть небольшое движение из Сухума. Смысл существования - перегрузка товаров из России на суда следующие в Турцию.

-10

2. Вокзал полностью разграблен и заброшен, как и все остальные вокзалы Абхазии, кроме соседней ст. Тамыш, которую за свой счёт уже 30 лет сохраняет старик Зантария.

Здесь произошла дикая встреча с абхазами, которую опишу отдельной публикацией.

-11

С Очамчиры и отходит на север неприметное ответвление, которое ныне уже и перестали отмечать на картах, но, главное, оно всё ещё физически существует, значит в моём походе будет смысл.

Самое интересное на ЖД ветках, конечно, раздельные пункты и инженерные сооружение, в рассказе я буду акцентировать внимание именно на них.

О.п. Гуп

3. Расположен на входе в ущелье рядом с группой старинных сёл.

-12

4. Чтобы его найти, я специально прошёл пешком несколько километров в радиусе предполагаемого местонахождения О.П. прямо по колее, рискуя целостностью одежды и кожи, но так и не смог его обнаружить.

-13

5. Местный житель указал его точное расположение, но никаких следов остановочного пункта не было обнаружено. Возможно, их скрывают заросли лиан и Колючки.

-14

6. Ветка проходит через необычный, удивительно красивый лес. Что это, грабы, буки?

-15

7. Весьма фактурные, сказочные и атмосферные локации.

-16

8. Некоторые деревья сверху толще чем снизу!

-17

9. Водопропускное сооружение. Весной из-за таяния обильных снегов в горах, все эти балки превращаются в мощные потоки, а низины заболачиваются.

-18

10. В 1994-ом году, после обретения независимости, Абхазия могла назвать себя одним из немногих государств мира, в котором все железные дороги были электрифицированы! Однако в этом статусе страна пробыла недолго. Железные дороги начали активно деэлектрифицировать. Причина №1 - нестабильность подачи электроэнергии (проблема не решена до сих пор). Причина №2 - недопущение воровства контактной сети. Причина №3 - "здесь всё равно почти ничего не ездит".

Изначально я думал, что в справочнике ошибка, и что данная ветка не являлась электрифицированной, так как контактная сеть была демонтирована вместе с металлическими опорами. Но всё же в труднодоступных местах столбы пока стоят, так что всё верно.

-19

11. Чем выше в горы, тем более осенними становятся пейзажи. Декабрь месяц на календаре.

-20

Разъезд Акуаскиа

12. В советское время движение было настолько активное, что в середине линии понадобилось построить разъезд.

-21

13. И даже соорудили оригинальный красивый вокзал в итальянском(?) стиле.

-22

14. Раздельный пункт принимал поезда и пассажиров до 1992 года.

-23

15. В период Отечественной войны народа Абхазии, через Акуаскиа прошла линия так называемого "восточного фронта" со всем вытекающим.

Грузинские боевики, будучи не в состоянии взять силой, заблокировали горный город и несколько посёлков (сёл) в округе. Осаждённый Ткварчели вместе с Гудаутой являлись главной твердыней абхазских сил и так и остались непокорёнными.

-24

События происходящие в Абхазии 90-х не имеют твёрдых задокументированных подтверждений, поэтому мы можем довольствоваться только слухами или ангажированными противоречивыми точками зрения каждой из сторон. (см. Осада Ткварчели).

Но очевидно одно - местность серьёзно пострадала от боевых действий и гуманитарного кризиса, сопровождавшимися этническими чистками. Население Абхазии сократилось в целом в три раза.

16. Если же взять восточные районы, где я сейчас нахожусь, то цифры будут более удручающие. 5, 7 и даже 10-15 раз, так как здесь жили, в основном, грузины, а абхазские семьи позже переехали в освободившееся жильё у моря.

-25

17. После войны в Абхазии развернулась политика по дерусификации, дегрузинизации территории. Название Акуаскиа сочли не слишком абхазским и переименовали в Акуаскя.

-26

18. Грузинские же буквы убираются вовсе. Сейчас в Абхазии их можно встретить крайне редко.

-27

19. После войны разъезд перестал действовать, дополнительные пути были демонтированы.

-28

20. Если видишь, что заросли расступились, значит неподалёку живут люди. Домашние животные "объедают" и вытаптывают окрестности.

-29

21. Тут аж целый 200-метровый кусок свободен! Тележка используется для доставки грузов от переезда непосредственно к жилью (?) или просто для детских игр оставили.

-30

22. А в большинстве своём на открытой местности пути заросли так, что и рельс не видно, пока не подойдёшь.

-31

23. Сейчас здание вокзала на бывшем разъезде Акуаскиа используется в качестве амбара. На зиму его заполняют сеном и соломой для скота. Фото в галерее:

Даже в остальной Абхазии бытует мнение, что восток республики крайне криминальное и опасное место. Не могу его разделить. Люди, что остались жить здесь, по крайней мере те, что мне встретились, вызвали симпатию.

В одном из сёл вечером меня позвали переночевать, естественно с ужином и завтраком, в другой раз - отобедать свежей дичью, угощали вином, фруктами овощами и т.д.

Всех помню, всех благодарю, да воздастся вам десятикратно за ваше добро.

К сожалению, такое почти невозможно на западе страны, на побережье, которое заполонили отдыхающие. Давно проверенный факт - если куда-то пришёл массовый турист, то он обязательно "испортит" аборигенов.

24.

-33

25. Честные люди на Востоке занимаются сельским хозяйством. Животноводство, орехи, мандарины. Официально они безработные как и 75% населения Абхазии.

-34

26. Угостили орехами. Целый пакет килограмма на два.

-35

27. Удивительно, сейчас данная ЖД полностью заброшена, а в нулевые - это был единственный на Абхазской железной дороге участок с регулярным движением, к тому же приносящий прибыль.

Здесь перевозили всё тот же уголь, хотя шахты и были закрыты во время войны 1992-93 гг. и едва ли будут восстановлены. Турецкая копания "Тамсаш" организовала добычу ископаемого открытым способом. Уголь перевозился в порт Очамчира, где перегружался на суда, следующие в Турцию. Это продолжалось ориентировочно до 2017 года.

-36

28. В тот же период ветку на Акармару посетил известный железнодорожный путешественник Болашенко. В Абхазии было очень неспокойно. 20% республики не контролировалось Сухумом, там захватил власть полевой командир Квициани. На востоке, в Галском и Очамчирском районах, действовали грузинские диверсанты и боевики.

По словам Болашенко, ему многократно приходилось быть задержанным абхазскими силовиками и "неравнодушными" вооружёнными людьми, постоянно происходили неприятные стычки, тем не менее путешественник смог проехать на тепловозе до Ткуарчала, сделав по пути несколько фото. Последние 10 километров им не изучались. Отдельной публикации про ветку Болашенко так и не создал.

-37

О.п. Беслахуба

29. Ещё один остановочный пункт, переживший череду переименований. Было Беслабуха, Беслахуба, теперь Баслаху.

-38

30. Плита, означающая, что местность разминирована в 2004. На минах в Абхазии только после событий 1992-1993 подорвалось официально больше тысячи людей.

-39

31. Остановка находится в центре когда-то большого (4000 человек) многонационального села. Сейчас осталось всего пару сотен.

-40

32. И вообще и не скажешь, что здесь кто-то живёт. Вокруг пустырь, редкие полуразрушенные здания, которые не сразу угадываются среди зелени, инфраструктуру поглощает буйная растительность.

33. Из-за кустов выглядывает знакомое лицо.

-42

34. Городской центр, с администрацией, памятниками и прочим.

-43

35. Почётная могила местных революционеров.

-44

36. Мандарины и хурма в России продаются и стоят денег. Здесь же они и бесплатно никому не нужны, словно яблоки в центральном регионе.

-45

37. Кульминация центра - великолепное обстрелянное панно с головой Ленина метра три в высоту.

-46

В абхазских полузаброшенных сёлах зачастую располагаются замаскированные фермы по майнингу криптовалют. По всей стране их проросло тысячи, что ввергло республику в перманентный энергетический кризис. Потребление электроэнергии в маленькой Апсны превысило показатели миллионного мегаполиса Тбилиси. Перебои с электроснабжением давно никого в Абхазии не удивляют, но власти ничего не могут сделать, кроме как просить электричество из России.

Подробнее писал здесь:

38. Памятник ВОВ. В Абхазии чтят общую историю, часто рядом с подобными монументами висит флаг РФ и СССР, хотя сами монументы выглядят заброшенными.

-47

39. Шпала - как последнее пристанище.

-48

40. В советское время по участку курсировало 4 пары пассажирских поездов, возобновлялось ли сообщение после 1993 достоверно неизвестно. Если и да, то на период не больше одного-двух лет.

Расписание движения пригородных поездов сообщением Сухуми — Очамчире — Ткварчели (1981-82 гг).
Расписание движения пригородных поездов сообщением Сухуми — Очамчире — Ткварчели (1981-82 гг).

41. Пройдя через горную теснину, пути приходят в город Ткуарчал, где располагается ключевая станция данной ветки.

-50

42. Нас встречает выеденная коровами поляна с великолепным Сталинским вокзалом посередине.

-51
-52

Но о ней и о самой интересной - высокогорной части линии - в следующей главе.

-53

Связь, секретный контент и поддержка автора в закрытом клубе ДП.

Продолжение ЗДЕСЬ:

Другие записи про железные дороги Абхазии: