Железные дороги Абхазии постигла необычная судьба. Кто бы мог подумать, что когда-то важнейшая магистраль страны, обустроенная с большим размахом, в одночасье превратится в тупиковую изолированную одноколейку и окажется почти заброшена.
По замыслу советского руководства, вокзалы во «всесоюзной зоне отдыха» должны были стать лучшими в стране, гордостью стальных магистралей. Даже на небольших станциях и разъездах, да чего уж там — остановочных пунктах сооружались дворцы по индивидуальным проектам, иным из которых позавидовал бы областной центр. Многие из построенных тогда зданий бесспорно являются шедеврами архитектуры, и даже после обстрелов и погромов 90-х поражают своим великолепием.
Автор осмотрел большинство станций Абхазии и хочет поделиться некоторыми моментами. Определённые объекты, главным образом из тех, что ранее никто не видел (речь про качественные фото и вообще фото), я выложу отдельными публикациями.
1. Лесной тоннель вывел меня к очередному раздельному пункту.
2. Перед глазами предстала средней высоты платформа, покрытая ковром мха, припорошенным опавшей листвой и опора контактной сети, издалека напоминающая странное дерево.
Типичная картина для этой части страны. Участок Сухум — Очамчира в 2000-е был деэлектрифицирован. Официальная причина — предотвращение воровства. Контактная подвеска и часть опор были демонтированы и отправлены в Турцию на переплавку.
3. Посередине остановочного пункта возвышается симпатичный пассажирский павильон.
4. На фасаде, как и много где в Абхазии, видны следы от пуль.
5. Грузинские и русские буквы названия беспардонно закрыты табличкой с абхазским языком периода самопровозглашённой республики. Надпись удаётся разобрать не сразу. Абгыдзера.
6. В Абхазии было несколько волн переименований. У некоторых мест сменились по 5 названий! Здесь хотят, чтобы всё было максимально "исторично" и "по-абхазски". По другому — Агудзера, Агудзери, Гулрыпш. Собственно, последнее наименование значилось на карте.
Моему уху более приятно Агудзери, а вам?
7. Агудзери — спокойное тихое место. Пассажирских поездов здесь не было очень давно, долгое время ветка была практически заброшена, но сейчас раз в день в порт Очамчиры возят на погрузку уголь с Донбасса (?). Почему для этого не используют более ближние российские порты — загадка.
8. Буйная субтропическая растительность постепенно поглощает здание.
9. Часть корабля - часть команды (С)
10. Остановочный пункт открыт в 1940 году. Павильон построен уже после ВОВ. Его проект разработан специально для Черноморской железнодорожной ветки. Красивый и интересный - настоящее произведение искусства. И всё это для небольшого количества пассажиров пригородных электричек, которых было 4 пары. Поразительно! Подавляющее большинство даже станционных зданий в России не могут похвастать настолько утончённой архитектурой.
11. Внутри павильона.
12. Место настолько чудное и притягательное, что я ненадолго остановился здесь, сделав пару десятков фотографий и осмотрев типичное для Абхазии на 2\3 заброшенное село.
Эх, сюда бы для полноты картины какой-нибудь коротенький пассажирский состав хотя бы раз в день.
13. В пределах республики есть ещё несколько пунктов, где подобные здания сохранились. Их можно пересчитать по пальцам.
14. Вид в сторону Сухума, откуда я пришёл. Хоть ветка сейчас активно ремонтируется, состояние пути на некоторых участках всё ещё может показаться непригодным для эксплуатации. Поезд идёт со скоростью 10 км\ч.
Надеюсь, что мне удалось передать гармонию, умиротворение, красоту и художественность локации. Продолжение следует.
Главная публикация про ЖД Абхазии: