Найти тему
Другой путь

Когда сошёл сель, абхазы решили что дешевле разобрать ЖД, куда СССР вложил миллиарды. Очамчира - Ткуарчал - Акармара

Продолжение фоторассказа из пешего похода по железной дороге Очамчира - Акармара. Несмотря на то, что это одна из самых красивых и технически сложных веток бывшего СССР, с кучей мостов, тоннелей, сложным профилем (уклон до 29‰) и т.п., её всё ещё никто не изучил.

В этой части - великолепнейший горный участок Ткуарчал - Акармара, не действующий с 90-х из-за сошедшего селя, отрезавшего конечную станцию от сети.

Среди одичавших мандариновых и хурмичных садов, полузаброшенных, сожжённых войной сёл и старых лесов восточной Абхазии идёт в горы две ржавые стальные нитки.

-2

В конце концов, путь ныряет в узкое ущелье и приводит путника на станцию Ткуарчал (бывш. Ткварчели, ещё раньше - Квезани).

-3

Красивый вокзал сталинских лет давно не видел поездов. Пассажирских - 30 лет, грузовых где-то 5-7, но здесь наша дорога не заканчивается.

-4

Очевидно не сразу, но найдя "лаз", колея ныряет дальше в горы, и пройдя через череду препятствий, наконец, окончательно упирается в тупик на станции Акармара где-то в глубине хребта.

-5

Данный высокогорный участок, несмотря на смехотворную длину 10 километров, является одним из наиболее технически сложных в бывшем СССР. Здесь насчитывается аж 4 тоннеля, 8 полноценных мостов, и даже несмотря на все старания инженеров, уклон всё равно такой сильный, что едва ли сюда смог бы подняться даже короткий гружёный состав.

-6

Но подниматься было и не к чему. Ветку построили для вывоза угля с Ткварчельского месторождения, и такое положение вещей даже играло на руку товарнякам из тупика. Существовали и пассажирские перевозки.

К сожалению, сложнейшая железная дорога прожила всего 30 лет. В начале 90-х конечная станция была отрезана от сети мощным обвалом, вместо расчистки абхазцы предпочли сдать 10 километров рельс в турецкую металлоприёмку, добыча угля в шахтах Ткварчели прекратилась, а сам городок Акармара разграблен мародёрами и опустел.

Посмотрим же, что осталось от этого невероятного проекта на сегодняшний день.

-7

Продолжение рассказа. Ссылка на предыдущую часть, где автор прошёл от нулевого до 26 километра внизу записи. Читать для большего понимания ситуации.

Участок Ткуарчал - Акармара - это непрерывная череда мостов и тоннелей среди гор.

1. Первый - уже в самом городе, на 27 километре линии, с автотрассы на него открывается прямо-таки открыточный вид, омрачённый досадным чувством от отсутствия рельс.

-8

2. Железная дорога без рельс - это уже и не железная дорога, а так -... Но я всё равно пойду до конца! Но уже завтра, так как стемнело.

-9

3. Расположился в удобном месте у первого тоннеля. Впервые запёк на костре яйца. Не очень понравилось, так как получились они "вкрутую", одно даже "убежало". Полноценно застыть яйца на углях вряд ли смогут.

Ночка выдалась холодной. Декабрь месяц.

-10

4. С утра - в путь. После первого моста и тоннеля ещё мост и ещё один тоннель.

-11

5. На 31 километре - станция Ткварчели-2. Бывшая конечно же.

Ткварчели - 1 сейчас называется Ткуарчал, а эта, судя по всему, не переименовывалась. Ситуация парадоксальна, Ткварчели-2 есть, а "один" - уже нет.

-12

6. Заросшую пассажирскую платформу украшает великолепный сталинский вокзал оригинальной конструкции. Второй подобный располагается на разъезде Акуаскиа этой же ветки (см. предыдущую часть). Но имеются определённые отличия, так что считаем что вокзал Ткварчели-2 неповторимый.

-13

7.

-14

8. Вокруг - развалины посёлка и горно-обогатительной фабрики (?). Население - 0 человек.

-15
-16

Рядом - переезд автодороги в Акармару. Асфальта не видно за слоем грязи, который приносится сверху каждую весну.

9. Автобусная остановка с хурмичным деревом.

-17

10. Вид в сторону Ткуарчала. + несколько дополнительных фото.

11. Впереди - выкорчеванные шпалы и следы каких-то работ. Первая мысль - снимают верхнее строение пути, гравий в хозяйстве сгодится. Вторая - по бывшей трассе ЖД хотят строить автодорогу.

Оказалось, что да. Говорят, тут красивые виды - будут за деньги катать организованных туристов, которые в последние пару лет почему-то повалили в Абхазию и даже сюда добрались, несмотря на сложившийся в российском обществе негативный образ данной страны.

-19

12. Заброшенный хутор. В таковых в Абхазии могут располагаться нелегальные замаскированные фермы по добыче криптовалюты. Электричество как видно подведено.

-20

13. Третий туннель - самый красивый! За счёт приятной архитектуры, изящества линий и фактуры лиан.

-21

15. Правда, внутри - грязь и вода. Пришлось перелазить по верху.

-22

16. Ещё один мост.

-23

17. Речки маленькие - мосты большие.

-24

18. Кстати, часть мостов на ветке искривленной формы. Никогда с подобным не встречался.

-25

19. За этим хребтом до 2008 года располагалась "альтернативная Абхазия". Кодорский район, 20% территории, не подчинявшиеся Сухуму, где захватил власть полевой командир Квициани. Возвращён в Абхазию при помощи России во время операции "Принуждение к миру", все, кто там находились, за редким исключением, бежали в Грузию, опасаясь расправы.

-26

20. Неожиданная встреча. Гуляет сам по себе. Большинство увиденных под Ткуарчалом котов осторожные и рыжей масти.

-27

21.

-28

22. Пасторальные виды. Трасса бывшей ЖД слева.

-29

23. Хутор? Дом отдыха? Минисанаторий?

-30

24.

-31

25. Сильная влажность и тёплый климат превращает деревья в сказочные изумрудные существа.

-32

26. Участок Ткварчели - Акармара до войны 1992-1993 активно использовался только для грузового движения. Пассажирское (пригородные электропоезда) также когда-то имелись, но лишь в течение короткого времени. По разным данным от двух месяцев до двух лет. Позже поезда обрезали по Ткварчели.

Среди причин запрета на пассажирское движение называют опасность обвала, лавин и всё тот же ломанный профиль, со сплошными подъёмами и спусками.

Возможно имел место быть какой-то прецедент, связанный с этими пунктами, но достоверных сведений о нём и вообще о пассажирском движении найти не удалось.

-33

27. Ещё мост, не надоело?

-34
-35

29. Последний, самый длинный тоннель.

-36

30. На 36-ом километре - следы мощнейшего обвала, снёсшего\погрёбшего метров 300 полотна и повлёкшего за собой разбор 10-километрового участка, а после - что-то похожее на античные развалины забытой цивилизации. Да, это бывшая станция Акармара.

-37

31. Вокзал также имеет индивидуальный проект.

-38

32. Каменная постройка хоть и находится в разграбленном состоянии, переживёт ещё множество веков и достоит до конца света.

-39

33. Аборигены называют это место "Угольный вокзал".

-40

34. По воздушным канатным дорогам, ведущим с многочисленных шахт, сюда транспортировался уголь. Наполняя бункеры, стоящие прямо над путями, уголь в конце концов попадал прямо в вагоны . Поезда, в свою очередь, доставляли ископаемое на обогатительные фабрики и Ткварчельскую электростанцию.

-41

Хотя шахты и были закрыты во время войны 1992-93 гг. и едва ли будут восстановлены, добыча угля на рубеже веков была возрождена турецкой компанией "Тамсаш". Турки, получив беспрецедентные привилегии, организовали добычу открытым способом. Уголь перевозился автотранспортом в Ткуарчал, перегружался в поезда следующие в порт Очамчира, где его забирали суда, следующие в Турцию. Это продолжалось ориентировочно до 2017 года.

35. Потом произошли какие-то проволочки и бизнес заглох. Турецкое хозяйство до сих пор стоит под охраной недалеко от ст. Акармара.

-42

36. Немаловажный факт - к строительству линии и города Акармара приложили руки военнопленные из стран гитлеровской коалиции.

-43

37. Сам городок находится на другой стороне реки (ущелья). Доступность - пешая.

-44

38. Попадание - через подземный переход и мост.

-45

39. Ещё детали. Вполне можно принять за какую-нибудь древность эпохи Возрождения или даже Византии.

-46

40. Станция Акармара по справочнику открыта в 1962, рабочее движение началось несколько раньше. Код в «Экспресс-3» - 2800393.

-47

41. Глядя на весь этот горький постапокалипсис, понимаешь бессмысленность человеческих потуг. Вот построили такую тяжёлую красоту, вложили столько средств и труда, чтобы максимально упростить свою жизнь. И что? Разрушено и разграблено - это ладно, это ещё пол беды.

-48

42. Но труд едва ли окупился даже на 10%! А вообще, мог бы участок окупиться? Ветка строилась лет 20, судя по всему, сюда вложены миллиарды, или десятки миллиардов "сталинских" рублей, а проработала она смешные 30 лет, не намного дольше самого строительства. Линия никогда не будет восстановлена. И всем плевать, вот даже никто про неё и не написал полноценно, кроме меня, никто не собрал сведения. Единственная публикация по участку была случайно обнаружена на каком-то небольшом форуме (гуглится по запросу "Мосты и тоннели Акармары", кому интересно. Там только фото). По участку Очамчира - Ткуарчал даже фото нет, только мои.

Ну и был ли смысл тужиться? Тоже самое и с мелочами обывателя. Вкладываешь в имущество миллионы - в итоге в него прилетает ракета, а ведь для кого-то это был смысл жизни. Выходит, работа ради работы, нет, я такой подход неприемлю. Мораль - ищите другие смыслы, вкладывайте труд и силы в более неподверженные вещи.

Про это и Иисус Христос не раз говорил, кстати. Навскидку вспоминается 12 глава Евангелия от Луки.

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

43. Спускаюсь в великолепную [когда то] Акармару. Вместе с "соседями" Джантухой и Полянами Акармара тянет на полноценный город. Имевший население на пике тысяч 15, сейчас осталось человек 30-40. Старик по кличке Турок немного рассказал о станции и жизни.

-50

Самое забавное, что хотя здесь и не было боевых действий, выглядят они как будто непрерывно бомбили в течении всей войны, но это уже другая история.

-51

Спасибо, если кто-то хочет поставить лайк рублём: можно по 4100 1765 1626 712. Таким отдельно спасибо!

Поддержи лучший документальный проект о России в условиях тотальных санкций рунета. Работаю на энтузиазме. Новые публикации выходят благодаря вашей поддержке.

А лучше подпиской в закрытом клубе ДП с эксклюзивными, секретными материалами и другими привилегиями.

Первая часть публикации, великий эксклюзив:

Единственный аналог описываемого участка в СССР Николайчук - Чапланово на Сахалине также заброшен:

Рубрика Железнодорожье.