Найти в Дзене
И зачем?

Использование символов в живописи

Оглавление

Символы в живописи используются для передачи сложных идей и чувств, которые трудно выразить словами. Направление в искусстве с использованием символов и образов называется символизмом. Художники этого направления понимали, что мир не всегда может быть представлен явно. Они чувствовали, что существует множество скрытых смыслов и тайных миров, которые могут быть открыты зрителю только через символы и метафоры.

К примеру, цветы могли символизировать страсть и любовь, невинность и чистоту. Луна и солнце также были популярными символами, олицетворяющими тьму и свет, ночь и день, мистику и реальность. Птицы часто использовались как символы свободы и духовности. В произведениях символистов птицы часто изображались летящими в небесную высь, олицетворяя стремление к высшим идеалам. Маски были еще одним интересным символом. Они представляли скрытые человеческие эмоции и духовный поиск, а также маскировали истинную природу человека.

Врубель Михаил Александрович "Демон сидящий." 1890
Холст, Масло. 114 × 211 см
Врубель Михаил Александрович "Демон сидящий." 1890 Холст, Масло. 114 × 211 см

История символизма в живописи

Как художественное течение символизм зародился во Франции во второй половине 19-го века и быстро распространился по всей Европе. Истоки этого направления идут из глубины веков. Присутствие символизма заметно уже в картинах художников античности.

С возникновением Христианства продолжилось развитие этого жанра. Яркие черты символизма можно найти на религиозных картинах, иконах, фресках и предметах старины. В эпоху Возрождения художники использовали символы и таинственные знаки в произведениях мифологической тематики.

Темы и идеи символизма

Мастера кисти часто искали вдохновение в мире литературы, воплощая на холсте созданные писателями и поэтами образы. Обращались к оккультным наукам, миру снов, эротики и фантазий.

Мистика и мифология. Многие художники-символисты были увлечены мистическими и мифологическими темами. Они искали связь между человеческим началом и божественным смыслом. Для выражения этой связи художники часто использовали мифологические образы и библейские сюжеты, а также воплощали на холсте свои фантазийные этюды.

Любовь и смерть. В своих произведениях художники часто поднимали вопросы о смысле жизни, любви и смерти. Торжество любви почти всегда ассоциировалось с яркими цветами и дивными птицами. А приближение смерти обычно обозначалось размытыми контурами и мрачным колоритом.

Добро и зло. Эта тема в символизме является довольно распространённой. Чаще всего для изображения добра и зла художники используют противопоставления. Это может быть полотно, разделённое на две половины: светлую и тёмную. Все изображения на светлой половине олицетворяют добро, на тёмной - зло.

Кроме того, для выражения добрых и злых помыслов художники часто используют символические образы. К примеру, добрые помыслы могут быть изображены в виде младенца или чистого неба, а мерзкие сущности в виде вурдалаков и упырей могут свидетельствовать о злонамеренном поступке.

Заключение

Символизм в живописи – это удивительное течение, которое позволило художникам выражать сложные идеи и эмоции с помощью символов и аллегорий. Символизм напоминает нам, что мир, в том числе и духовный, богат тайнами и скрытыми смыслами. А произведения художников-символистов позволяют нам частично постичь тайный смысл окружающего нас мира.