Найти тему
Городская муза

"Москва Наума Грановского"

Центр фотографии имени братьев Люмьер. 04.09.2020 - 23.02.2021

Грановский был настоящим городским летописцем: приходил в одни и те же места много лет подряд и видел, как время меняет знакомые улицы.

Столица – главный сюжет его фотографий. Наум Грановский был московским фотографом. Не потому, что он жил и работал в Москве, и даже не потому, что он много ее снимал. Грановский выбрал Москву в качестве главного сюжета своих фотографий, он смотрел на нее как на живого человека, отмечая все те изменения, что с ней происходили, он бесконечно любовался ею, он стал одним из тех, кто рассказал историю XX века, во многом определив наше отношение к этой истории.

Наум Грановский стал ее певцом.

-2

-3

-4

-5

Особенность работ Наума Грановского в том, что он не ограничивается стандартными видами Москвы, он не создает открыточные виды для путеводителей. Для него этот город, его архитектура, люди, машины – все это инструмент, при помощи которого он отмечает неуловимый бег времени, он рассказывает историю и делает ее максимально человеческой. Проще говоря, Грановский гуманизирует город, показывая его как среду обитания человека. На фотографиях Наума Грановского в этот период нет строек и почти нет новой архитектуры. Он ловит старую, уже почти ушедшую Москву. При просмотре этих фотографий создается впечатление, что Грановский снимает эталонные виды, с которыми будут сравниваться все последующие изображения, усиливая впечатление от произошедших в городе изменений. Сложно себе представить, что молодой корреспондент фотохроники ТАСС всерьез об этом задумывался, но так получилось.

Постепенно Грановский уже осознанно начинает отслеживать процесс строительства Москвы.

-6

-7
-8

-9

Он приходит на те же площади, изменившиеся практически до неузнаваемости, и с того же ракурса, что и в 1920-е, он снимает новую архитектуру, новые улицы и площади, выявляет новые перспективы, постепенно выстраивая новое восприятие. Но главное – он снимает людей. И происходит удивительная метаморфоза: Грановский масштабирует большой стиль до уровня человеческого восприятия. Этот подход Грановский сохраняет и в послевоенный период. Он снимает Москву по законам жанра городского пейзажа. Не важно, что попадает в объектив его фотоаппарата: ВСХВ, московские высотки или павильоны метро. Он рассматривает архитектуру как зритель и фиксирует не столько ее саму, сколько взгляд на нее человека своего времени. Его скорее интересует, как живет город, кто в нем живет и как горожане воспринимают окружающий их мир. Настроение на снимках Грановского неуловимо изменялось, притом что до изменения подходов к архитектуре дело еще не дошло – она продолжает нести в себе идеологию, Большой стиль продолжает определять лицо города.

-10

-11

-12

-13

В своих работах Наум Грановский достигает еще одного, неожиданного эффекта: на его фотографиях Москва узнаваема, несмотря на все изменения, что с ней произошли. Он находит те самые реперные ракурсы, которые важны именно для Москвы. Невероятно то, что этот эффект сохраняется в его работах и в 1960-е, и в 1970-е годы, в эпоху модернизма, когда Москва начинает расти за счет микрорайонов, построенных по типовым проектам, которые, казалось бы, были одинаковы на всей территории СССР. Именно умение Грановского понимать город, чувствовать его характер делает его работы невероятно захватывающими – их интересно разглядывать, подмечать детали: марки машин, одежду людей, – и, разумеется, их интересно сравнивать. В 1960-е будет издано несколько серий открыток под названием «Москва старая и новая», где его первые фотографии сравниваются с современными на тот момент снимками. Разумеется, эти открытки стали бесценным источником для историков, давая возможность наглядно увидеть изменения, произошедшие в городе за 30 лет.

-14

-15

-16
-17

Но, помимо профессиональной ценности, эти фотографии позволили максимально широкому кругу зрителей оценить советскую архитектуру, в основном сталинского периода, не как «вещь в себе», но в сравнении с предыдущей эпохой. Рассмотреть ее с позиции горожанина, оценить без учета идеологической составляющей. В фотографиях Наума Грановского нет критики, но нет и идеологии, сегодня они могли бы стать иллюстрациями к учебнику по урбанистике, поскольку эти сравнения ничуть не утратили актуальности не только в России, но и в мире.

Настроение эпохи не могло не наложить отпечаток на работы Грановского. Он продолжает последовательно фиксировать изменения в городе, снимая новые кварталы, здания, памятники: цирк на проспекте Вернадского, Новый Арбат, Дворец пионеров на Ленинских горах, микрорайоны Измайлово и чуть позже Беляево и Юго-Запад. Но при этом он все время возвращается к старым ракурсам и местам, отмечая мельчайшие детали, отслеживая мельчайшие изменения. 

-18

-19
-20

-21

Он снимает архитектуру Большого стиля через призму модернистских зданий, рассматривая ее в контексте уже новой эпохи, из-за чего она начинает восприниматься не как недавнее приобретение города, но как часть истории и в этом контексте приобретает дополнительную ценность. Грановский не расставляет акценты, он не оценивает качество архитектуры, оставляя эту возможность зрителю, но сохраняет человеческий масштаб, приспосабливая лапидарную геометрию модернизма под человеческое восприятие, как до этого он гармонизировал сталинский стиль. Много из того, что он снимал в 1960–1980-е, уже не существует: снесены гостиницы «Интурист» и «Россия», программа реновации уничтожает жилые кварталы пятиэтажек, многие здания эпохи до неузнаваемости изменены поздними перестройками, рекламой, вывесками многочисленных магазинов и внешними блоками кондиционеров. Но Грановский сохранил для нас эту архитектуру в своей первозданной чистоте, и его снимки сегодня становятся одним из оснований для переоценки модернизма как явления.

-22

-23

-24

-25
-26

-27

Репортаж для вас подготовил Даниил Андерсен.

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, впереди много интересного:-)

 (https://t.me/gorodmuza)