Найти в Дзене

Как написать книгу, которая понравится всем? Спойлер: никак

Оглавление

Привет, народ! Жизнь писателя полна страхов и сомнений. Самых разных! А вдруг брошу книгу и не допишу? А вдруг не издадут? Но самое страшное – а вдруг никому не понравится?

Многие писатели считают, что книга, в первую очередь, должна нравиться её создателю, ведь истории в основном рождаются из интересов и желаний авторов. И естественно, при таком раскладе нет смысла мучить себя и писать то, от чего хочется либо зевать, либо плеваться. Не раз в своих интервью писатели признавались, что садились за написание романа, потому что не могли найти подходящую книгу для чтения. Возможно, это звучит немного нескромно, зато честно.

Для тех, кто видит мои статьи впервые. Я Ирина Фельдман, писатель в жанре фэнтези, автор более 10 книг. Сотрудничаю с издательствами "Эксмо" и "Альфа-книга".
Нейросеть
Нейросеть

Но хоть книга пишется для автора, публикуется она для читателей. И тут начинается самое интересное: появляются отзывы, которые ну совсем не совпадают с тем, что писатель надеялся увидеть.

  • Скучно
  • Предсказуемо
  • Убогий язык
  • Глупые герои

Список претензий можно продолжать до бесконечности. Среднестатистическому автору достаточно и пары пунктов для того, чтобы впасть в уныние. Некоторые переживают из-за критики так, что после негативного отзыва не могут собраться и писать дальше, уходят плакать в норку и не всегда оттуда возвращаются. Грустно и обидно, конечно, но давайте разбираться.

Почему моя книга плохая?

Допустим, вам прилетел обличительный отзыв, где вас поругали за скудную фантазию и неумение писать. Как быть? Лично я придерживаюсь следующей установки: если замечание сделал один человек – у него было плохое настроение, если больше – с книгой реально что-то не так.

  • Грамматические ошибки, опечатки и косноязычие вызывают неприятие даже у более или менее непритязательных читателей. В неряшливый текст трудно погрузиться, технические косяки мешают наслаждаться историей. Это как смотреть фильм, но всё время отвлекаться на дрель соседа или назойливую муху.
  • Картонные герои не вызывают должного сочувствия, а предсказуемые сюжетные ходы не способствуют читательскому интересу.
  • Книга не даёт читателю возможности зацепиться эмоционально, нет ни волнующего сюжета, ни выразительных средств.
  • Автор не имеет понятия о чём пишет. Например, он имеет слабое представление о профессии главного героя или ситуации, которую описывает. Знающие люди обычно сразу видят фальшь.
  • Нет ощущения целостности. Как будто автор пытается погнаться сразу за несколькими идеями и при этом не может их связать воедино. Такая книга воспринимается как набор скетчей, и читатель просто не понимает, ради чего ему стоит это читать.

Как всё исправить?

Вроде бы ответ прост. Нужно найти редактора или хотя бы компетентного друга, который прочитает книгу и честно скажет, какие места можно назвать слабыми. Грамматика – это простейший этап, есть же словари, справочники, да и корректор или редактор может подчистить технические косячки. Гораздо сложнее выделить вещи, которые по справочнику не проверишь.

Здесь автору предстоит "подзабыть" свою книгу и посмотреть на неё глазами постороннего человека. Увлекает ли длинное начало? Адекватно ли себя ведёт герой? Очевиден ли конфликт? Пугает ли злодей?

А сложно это потому, что автор "сроднился" с текстом, который написал и не может представить его другим. В более тяжёлом случае автор настолько влюблён в своё детище, что не видит в нём недостатков, и всё-всё кажется ему понятным и логичным. Обычно сюжетные провисания, странное поведение героев и лишнюю "воду" автор способен разглядеть лишь спустя время, даже через годы. Чтобы сократить путь к озарению, лучше попросить помощи со стороны. Не факт, что всё, что вам выдаст бета-ридер, стоит кидаться исправлять, но зато появится пища для размышлений. И заодно возможность взглянуть на текст под другим углом.

И вот представьте, что прошла работа над ошибками, изменилась подача истории, ожили герои... а всё равно кто-то написал плохой отзыв!

Тут должна быть бегущая строка "Всё фигня переделывай!!!"

Читатель. Дело в нём

Вот я и дошла до главной хитрости. Во всём мире нет книги, которая нравилась бы абсолютно всем. Даже шедевры классики и современные бестселлеры приходятся по вкусу далеко не каждому любителю книг. Нередки отзывы в духе "Как такая муть стала классикой?" и "Не понимаю, почему от этой пустышки все пищат". Где же сбой?

  • У людей разные вкусы, и поэтому не каждая тематика может увлечь читателя. Одни любят про космос, другие про динозавров, а третьи про пингвинов.
  • Возраст. Молодым людям зачастую скучно читать то, что интересно старшему поколению, а взрослая аудитория обычно находит книги для юного читателя наивными и неправдоподобными.
  • На восприятие книги так же влияет образование, жизненный опыт, характер, уровень эмпатии и просто настроение.
  • Книга может не угодить в ожиданиях. Например, читатель ждал от детектива головоломок и разоблачения преступника в полной подозреваемых гостиной, а получил кровавый триллер с перестрелками.
  • У людей разные читательские потребности. Например, есть категория тех, кто читает книги ради действия и не любит описания природы с длинными диалогами. А есть те, кто обожает посмаковать авторский язык или погрузиться в душевные метания героя.
  • Бывает и так, что читатель обижен на писателя (не понравился факт из биографии или личный конфликт), поэтому упорно ищет в книге косяки.

Можно помочь книге стать лучше и завоевать любовь большого количества читателей. Однако сделать так, чтобы книга понравилась абсолютно всем, невозможно. Это фантастика, ребята)

Моя группа ВКонтакте
Мой Телеграм-канал

#книжный блог #литература #писательское #начинающий писатель #книги #писатель #люблю читать #писатели