Что же такое уровневая дифференциация в обучении?
Уровневая дифференциация — это современный подход в обучении, который предполагает, что каждый учащийся имеет право и возможность выбрать по своему собственному желанию один из предлагаемых учителем уровней усвоения учебного материала. При этом содержание учебного материала разных уровней имеет качественные отличия, а на базовом уровне оно соответствует требованиям ФГОС. Уровни усвоения предъявляются ученикам в форме перечня знаний, умений и навыков, которые они должны приобрести, образцов задач, которые должны научиться решать.
Роль уровневой дифференциации в современном обучении заключается в том, что она позволяет учителям более эффективно работать с каждым учеником, учитывая его индивидуальные особенности и потребности. Это помогает повысить мотивацию учеников и улучшить их успеваемость.
Уровневая дифференциация также способствует более глубокому пониманию материала и развитию критического мышления у учеников. Она позволяет учителям более гибко адаптироваться к различным стилям обучения и способам восприятия информации учениками. Ее характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой.
Основная цель технологии уровневой дифференциации – это обучение каждого ребенка на уровне его актуальных возможностей и способностей с последующим нацеленным переводом на более высокие уровни усвоения. Это позволяет влиять на развитие мотивации учения школьников и стимулировать их к тому, чтобы добиваться более высоких образовательных результатов, а также наиболее полно реализовать свой личностный потенциал в процессе обучения.
В целом, уровневая дифференциация является важным элементом современного обучения, который помогает учителям достигать лучших результатов в обучении и развитии учеников.
Уровневые учебные задания - что из себя представляют?
Уровневые учебные задания – это задания, которые различаются по уровню сложности и направлены на развитие различных навыков у учеников. Они помогают учителям адаптировать обучение к индивидуальным потребностям и способностям каждого ученика.
Применение уровневых учебных заданий весьма актуально. По мнению исследователей, такие задания помогают поддержать интерес к изучению предметов, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся.
В исследованиях В.В. Фирсова, В.М. Монахова и В.А. Орлова заложены основы и сформулированы принципы технологии уровневой дифференциации, а именно, усвоение материала по единой программе происходит на различных уровнях: базовом (обязательный уровень усвоения программы) и более высоких (освоив базовый уровень, обучающийся переходит к более высокому уровню в усвоении учебного материала). При этом подчеркивается, что обучающиеся по достижению одного из уровней могут изменять уровень усвоения материала на более высокий. Уровневая дифференциация направлена на вариативность содержания и форм обучения, что позволяет сформировать необходимые условия для развития возможностей обучающегося в образовательном процессе.
При планировании уровней усвоения разработчики как правило выделяют три уровня сложности учебного материала:
I уровень – сохраняет логику самой науки и позволяет получить упрощенное, но верное и полное представление о предмете;
II уровень – углубляет первый и обогащает по содержанию, глубине проработки, не требуя переучивания. Это происходит за счет включения ранее намеренно пропущенных подробностей, тонкостей, нюансов и т. п.;
III уровень – углубляет и обогащает второй как по содержанию, так и по глубине проработки. Это происходит за счет включения дополнительной информации, не предусмотренной стандартами.
Уровневые учебные задания могут быть представлены в виде различных типов, таких, как тесты, задачи, проекты и т.д. Каждый тип задания может быть разбит на уровни сложности, чтобы каждый ученик мог выбрать наиболее подходящий для себя уровень.
Уровневые учебные задания помогают учителям более эффективно организовывать обучение и повышать успеваемость учеников. Они также помогают школьникам развивать навыки самостоятельной работы и критического мышления, что важно для их будущей жизни и профессиональной карьеры.
Опыт использования уровневых учебных заданий в практике современного школьного обучения
Уровневые учебные задания широко используются в современной практике школьного обучения. Поскольку современная организация обучения характеризуется большим количеством школьников, одновременно взаимодействующих с одним учителем, то в целях осуществления индивидуального подхода чаще всего выделяются отдельные группы обучающихся, в которых обучение которых строится по-разному с ориентацией на типичные индивидуальные особенности.
В России также существует опыт использования уровневых заданий. Например, в рамках федеральной программы «Новый учитель» были разработаны учебные материалы с уровневыми заданиями для разных учебных предметов и классов.
Также многие учителя разрабатывают свои уровневые задания для своих учеников, учитывая их индивидуальные потребности и способности.
При этом важно помнить, что уровневые задания не должны приводить к отделению учеников друг от друга и формированию «элитарных» и «низших» групп. Они должны служить инструментом для индивидуализации обучения и развития каждого ученика в соответствии с его потребностями и способностями, поскольку использование уровневых учебных заданий на уроках позволяет всем учащимся проявлять познавательную инициативу, включаться в выполнение исследовательских заданий, делать открытия, что, безусловно, позволяет школьникам не только приобретать опыт творческой познавательной деятельности, но и не в меньшей степени получать удовольствие от процесса обучения.
Разработка уровневых учебных заданий по биологии по теме «Органы чувств. Анализаторы» для 8 класса общеобразовательной школы
При формировании содержания уровневых учебных заданий мы частично использовали материал из школьного учебника «Биология: Человек. 8 класс» [4]. В представленных вариантах уровневых заданий формулировки заданий, взятых из этого учебника, выделены курсивом.
Уровень 1 (базовый/репродуктивный уровень):
1. Какие органы чувств есть у человека?
2. Что такое анализаторы?
3. Какие анализаторы отвечают за зрение, слух и обоняние?
4. Какие анализаторы отвечают за вкус и осязание?
5. Какие заболевания могут возникнуть, связанные с органами чувств?
6. В чем выражается специализация рецепторов и органов чувств?
Уровень 2 (средний/конструктивный уровень):
1. Расскажите о строении глаза и как работает зрительный анализатор.
2. Как работает слуховой анализатор и какие заболевания могут возникнуть у уха?
3. Расскажите о строении носа и как работает обонятельный анализатор.
4. Как работает вкусовой анализатор и какие вкусы мы можем различать?
5. Расскажите о строении кожи и как работает осязательный анализатор.
6. Объясните, как можно исправить ошибки восприятия, если они есть.
Уровень 3 (повышенный/творческий уровень):
1. Какие нарушения зрения могут возникнуть и как они лечатся?
2. Какие нарушения слуха могут возникнуть и как они лечатся?
3. Расскажите о рецепторах вкуса и как они связаны с пищеварением.
4. Какие заболевания кожи могут возникнуть и как их лечить?
5. Расскажите о роли анализаторов в жизни человека и какие последствия могут возникнуть при их нарушении.
6. Попробуйте предложить, что произойдет со зрением человека, если он наденет очки, которые переворачивают изображение, и будет носить их, не снимая?
7. Выявите гигиенические требования организации режима дня человека, обеспечивающий полноценный сон и активное бодрствование.
8. Изобразите схематично ход лучей через прозрачную среду глаза.