Найти в Дзене
Культур-трегер

Что было изображено на Древнерусской карикатуре XII века?

Цероквь Спаса на Нередице была построена и раписана в 1198 при князе Ярославе Владимировиче.
Цероквь Спаса на Нередице была построена и раписана в 1198 при князе Ярославе Владимировиче.

В Древней церкви Спаса на Нередице близ Великого Новгорода долгое время сохранялась шуточная фреска, на которой Русский художник еще в 1198(!) году изобразил диалог между богатым грешником и чертом в аду:

"Богач и черт в аду". Фреска храма Спаса на Нередице в Великом Новгороде. Фотография из советского издания 1925 года.
"Богач и черт в аду". Фреска храма Спаса на Нередице в Великом Новгороде. Фотография из советского издания 1925 года.

На фреске "Богач и черт в аду" было изображено, как сидящей в огромном языке пламени богатый грешник говорил, что он "изъмагает бо в пламени семъ" и просил "умочить перст свой в воде и устудить ми язык".

Однако подошедший к нему черт или сатана протягивал ему сосуд, похожий на церковное паникадило, со словами: "Друже богатый, испей горящего пламени".

Любопытно, но черт здесь был изображен не так, как мы привыкли представлять его в наши дни - по книгам или фильмам.

Сатана XII века был без рогов, с волосами, зачесанными хохолком, кожей темного цвета и с серьгой(!) в ухе.

С одной стороны, насколько я понимаю, данная фреска противоречила существующим на тот момент канонам при оформлении церковных зданий.

С другой стороны, это отступление от правил говорит нам о простоте и бесхитростности Новгородских нравов того времени.

Если учесть, что по находкам берестяных грамот нам известно, что в Великом Новгороде XII века была почти поголовная грамотность, то каждый прихожанин церкви Спаса на Нередице мог прочитать этот шуточный, но назидательный диалог.

Колоризованная фреска "Богач и Черт" 1198 года из церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде.
Колоризованная фреска "Богач и Черт" 1198 года из церкви Спаса на Нередице в Великом Новгороде.

К сожалению, немецкие нацисты во время боев в 1941 году прямой артиллерийской наводкой били по церкви Спаса на Нередице, и уникальные фрески XII почти полностью погибли.

Однако своевременно сделанные в советское время обмеры, описания и фотографии позволяют нам понять, как выглядел этот уникальной памятник Русской культуры XII века.