В каждом из нас осталось так много советского, что иногда возникает ощущение, что Союз всё ещё где-то рядом: стоит лишь протянуть руку к антресолям или заглянуть в заброшенную деревенскую кладовку - и прикоснёшься к чему-нибудь давно забытому. Лежит оно мертвым грузом, ненужное, а расстаться жаль: будет потом что показать своим внукам! Ныне это не просто предметы интерьера, это - целая кладовка воспоминаний!
Сегодня из этой «кладовки» решил достать настенные плюшевые ковры с оленями (не путать с гобеленами), с которыми выросло не одно советское поколение и которые по праву считались одним из символов исчезнувшей страны. Яркие краски, мягкий плюшевый ворс - такие ковры, создававшие уют и комфорт, в 1960-1970-ые годы, наверное, были в каждой деревенской семье. Без них дом казался голым и нежилым...
Когда смотришь на эти незамысловатые рисунки, сразу же вспоминаются деревенский дом, давно ушедшие из жизни родители и безмятежное детство. Их сюжеты были самые разнообразные, при этом особо ценились настенные ковры с репродукциями картин известных русских художников - «Охотники на привале», «Три богатыря», «Утро в сосновом бору».
Но большинство деревенских семей всё же предпочитало иную тематику - где главным героем был олень: «Олени на водопое», «Олени отдыхают», «Олени в лесу» и т.д. Порой складывалось впечатление, что, собрав их в одном месте, можно было сложить целую историю оленьей жизни!
Не знаю, где их доставали в те годы (как-то никогда этим не интересовался), но рассказывали, что некоторые фронтовики привезли их после войны из Германии. Они сразу прижились, и это не удивительно: яркие настенные ковры (и ворсовые, и гладкие, и вышитые шерстью) у деревенских жителей с давних времён были в почёте. При этом шерсть для них крестьянские мастерицы сами пряли и окрашивали.
У нас в доме таких настенных плюшевых ковров имелось аж два! Один (со стоящим под деревом величавым отцом-оленем и его семейством) висел в большой комнате и являлся предметом семейной гордости. Ковёр явно возносил семейные ценности: отец на страже, мама находится рядышком, а дети беззаботно резвятся в сторонке. Помнится, мы на нём одно время размещали всевозможные родительские трудовые, а потом и наши школьные Почётные грамоты.
Второй ковёр, с бахромой, висел в спальной над нашей кроватью. Когда ложились спать, мы подолгу разглядывали этих гуляющих в лесу оленей, давали каждому имена, придумывали различные истории и игровые сюжеты. А ещё нам нравилось закручивать бахрому в косички (потом от матери доставалось!) и поглаживать ворс: сначала гладишь в одну сторону, потом в другую. Это было настоящее волшебство: проведёшь пальцем - и появляется полосочка другого цвета, потемнее; проведёшь потом ладошкой - снова блестит! Так и засыпали. Благородные олени обладали магическим свойством успокаивать и умиротворять...
Позднее, когда мода поменялась, этот ковёр с бахромой не был выброшен на «задворки истории», а ещё некоторое время исправно служил в качестве покрывала, пока основательно не поистрепался. Смотрелось роскошно!
Такой же ковёр висел в доме отдельно проживавшей по соседству нашей одинокой бабушки Матрёны, только у неё на нём красовались фотографии погибшего на войне мужа и всех девяти детей...
Почему в предпочтениях у советских людей были именно плюшевые ковры? У них было одно неоспоримое достоинство - приемлемая цена. Если на большой ворсистый ковёр с восточным узором средней семье пришлось бы копить полгода, то «ковёр с оленями» можно было купить на одну месячную зарплату.
Такие плюшевые ковры вешали на стены не только ради эстетики (чтобы придать комнате нарядный вид) или как дань меде, но и с сугубо практическими целями - сделать тёплой стенку, рядом с которой чаще всего спали дети, или просто прикрыть дефекты стены, например, ту же дырку в обоях закрыть. Не стоит забывать, что в СССР тогда многое было в дефиците, и товаров для обустройства дома по части интерьера также не хватало. А пощеголять перед деревенскими как-то надо было! Тем более, что наличие ковра (а зачастую и нескольких) подчёркивало статус семейства. Вот и приходилось довольствоваться тем, что можно было достать.
Наряду с плюшевыми коврами после войны повсеместно стали появляться и трофейные гобелены с аналогичными рисунками, которые так полюбились советскому народу, что наши власти были вынуждены быстро наладить их производство. И хотя их по ошибке зачастую продолжали называть плюшевыми, но это происходило скорее из-за привычных милых рисунков, передающих оленью историю. Да и были они мягкими (типа пледа), словно предназначенными для сна.
Кстати, ковры из ГДР долгое время продолжали пользоваться спросом: отправляясь в Восточную Германию в турпоездку или в командировку, наши люди частенько привозили оттуда любимых оленей. У «ковровой лихорадки» в СССР была ещё одна причина - массовый переезд в «хрущёвки» с их холодными квартирами, сквозняками и тонкими стенами.
Если в 1960-ые «олени» ещё занимали почётное место в доме, то затем эстетика сменилась, и начался новый виток борьбы с «мещанством», когда ковры, хрусталь, шубы и чешские стенки стали подвергаться остракизму. Ретро-ковры с оленями постепенно перекочевали на дачи, всё чаще становились покрывалами, оседали на антресолях. Хотя гобелены с их изображениями (но уже как арт-объекты) долго оставались востребованными в общественном пространстве - в Домах культуры, например...
Говорят, чудес на свете нет,
И дождями смыт оленя след...
Только знаю: он ко мне придёт!
Если веришь - сказка оживёт!
А придёт ли? И захотим ли мы снова умчаться с ним в страну Олению?
Читайте мои последние публикации на канале:
- Пьянство в советской деревне: удалось ли разорвать замкнутый круг?
Наиболее любопытные публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!