Найти в Дзене
АПН - Приволжье

Я не исключаю роста дефицита бюджета Нижегородской области в 2024 году

Нижегородская область провела в целом удачный год, прежде всего в плане экономики. Цифры показывают, что темпы развития выше среднероссийского. Валовой региональный продукт вырос почти на десять процентов, в окончательном итоге будет, скорее всего, семь-восемь. Это много больше, чем планировалось – год назад говорили, что хорошо, если получим один процент.

Мы уже перестали удивляться успехам нижегородского сельского хозяйства. А ведь совсем недавно нынешние результаты казались немыслимыми для нашего региона, расположенного в зоне рискованного земледелия. В этом году объем зерновых составил более двух миллионов тонн – и это в условиях санкций, которые не обошли Нижегородскую область.

В сфере жилищного строительства мы уже который год приближаемся к сдаче в эксплуатацию двух миллионов квадратных метров. Да, по покупке жилья мы теперь заметно просядем, но строительство продолжается.

То же касается строительства и ремонта автомобильных дорог. В этом году регион получил самый протяженный кусок трассы М-12. Теперь в Москву можно попасть в два раза быстрее, чем раньше.

В этом году почти закрыта проблема «обманутых дольщиков». Да, на год позже – но на выполнение программы повлияла пандемия коронавируса. Наш регион дал пример, как справляться с этой проблемой, выработан механизм, который снимает саму возможность появления «обманутых дольщиков». Все строительные работы переведены на эскроу-счета. Теперь покупатели становятся не соучастниками стройки, а действительно покупателями жилья. Застройщик не может получить их деньги, пока не сдаст дом в эксплуатацию.

Прошедшие губернаторские выборы показали, что в Нижегородской области практически отсутствует оппозиционное главе региона и его команде движение. 80 процентов – это не надутые цифры, люди поверили губернатору, который за пять лет вывел область с серединных или даже нижних позиций в рейтингах в первую десятку или даже пятерку. В сводном рейтинге мы за год поднялись с седьмого на шестое место. А в инвестиционном рейтинге мы на третьей позиции, хотя в 2017 году были на 70-й.

Гособоронзаказ вносит существенную долю в экономику региона, но определяющим является не он, а гражданское производство, сельское хозяйство, IT-технологии.

Нижегородская область выходит на международный уровень – в следующем году в Нижнем Новгороде будет проходить секция БРИКС с участием министров иностранных дел. Теперь в мире знают о нашем регионе.

Самый большой риск для нашей области может заключаться в том, что после выборов президента часть молодых губернаторов-реформаторов могут забрать на федеральный уровень, и Никитин рискует оказаться в числе первых глав регионов, на которых поступит такой запрос из Москвы.

Думаю, сам Никитин не ставит перед собой такой задачи, ему важно довести до конца те проекты, которые он начал в Нижегородской области. Но все мы ходим под богом, а чиновники под президентом, и вскоре после выборов главы государства станет ясно, насколько серьезен риск перевода Никитина в федеральный центр.

2024 год будет определяющим не только для Нижегородской области, но и для всей России.

Главная проблема – президентские выборы. К этой дате уже начали готовиться наши политические противники за рубежом и внутри страны.

Следующий вопрос – развитие специальной военной операции. Сейчас уже намечается позитивный сдвиг в нашу пользу, но сделать предстоит еще очень многое – и на фронте, и в тылу. Противник не ограничится территорией Украины, сейчас Прибалтика и Польша рассматриваются как возможные кандидаты на столкновение с Россией, активно формируется военный потенциал Финляндии.

И все это не может не сказаться на возможностях федерального центра в плане поддержки проектов и программ в регионах. Я реалист, и не исключаю роста дефицита бюджета Нижегородской области в 2024 году.

В то же время заложенный в ушедшем году фундамент позволяет надеяться на скачок гражданского производства в нашем регионе. Я имею в виду возрождение автомобильной отрасли и самолетостроения, а также расширение судостроения, в том числе создающего скоростной пассажирский флот на подводных крыльях. И потенциал роста сельского хозяйства наверняка тоже не исчерпан. Поэтому качество жизни нижегородцев должно если не вырасти, то сохраниться на нынешнем уровне.

Надежда умирает последней. Поэтому будем оптимистами и будем верить в нас самих, в наше государство, в наше руководство, в том числе на региональном уровне.

Александр Суханов, политолог