В 2024 году ожидается серьёзный приход продавцов из КНР на российские маркетплейсы. В КНР проводятся масштабные конференции, которые посещают селлеры, присматривающиеся к российскому рынку.
Ситуация такова: как и на большинстве онлайн-площадок мира, на российских маркетплейсах значительную долю занимают товары, произведенные в КНР. Пока что в большинстве своем их перепродажей занимаются российские малый и средний бизнесы (МСБ), но что будет дальше? Для российского потребителя чем больше конкуренция среди поставщиков, тем лучше, но до тех пор, пока это будет реальная конкуренция.
С другой стороны, отечественный МСБ должен продумать стратегию создания дополнительной добавочной стоимости, а не быть только перепродавцом товаров из КНР. Да, речь идёт о том, чтобы брать товар из КНР, модифицировать его и запускать уже под собственной маркой. Но этого недостаточно.
Важно регистрировать исключительные права на такую продукцию, причём нужно вести эту работу и в самой КНР, заключать договоры, когда схожая продукция, произведенная в КНР, уже не сможет беспрепятственно поступать на рынок, так как это будет нарушать законодательство и России, и КНР. Для бизнеса в КНР ключевым моментом тогда является то, что в таком случае возникают юридические ограничения для поставки товаров в Россию именно с точки зрения законодательства КНР.
Тем не менее, есть целый ряд ниш, где конкуренция с селлерами из КНР будет очень сильной уже в ближайшее время: электроника, оборудование, одежда и обувь. Кроме того, в зоне высокой конкуренции окажутся любые товары с чеком от 5 тыс. руб. Пока что у селлеров из КНР есть сложности, с которыми они будут постепенно справляться, например, с маркировкой и сертификацией товаров.
Нужно понимать, что для большинства селлеров из КНР маржа не стоит в приоритете, как сам объём продаж. Поскольку в КНР они получают государственную поддержку, то им часто нужно показать хоть какую-то выручку на иностранных площадках, чтобы оправдать выделенные им бюджетные средства. При этом они ориентируются на очень простой принцип: «ниже цена — больше продажи».
Конечно, пока что есть большой минус у селлеров из КНР — это более долгая доставка, так как отечественные селлеры продают со складов в России, но общий мировой тренд говорит о том, что американцы, например, привыкли, что им идёт долго товар из КНР, но зато по более низкой цене.
Какую позицию во всём этом займут российские маркетплейсы? Поступающая информация говорит, что некоторые из них пока планируют сидеть на двух стульях. С одной стороны, они выступают за поддержку российского МСБ. Но с другой стороны, некоторые готовы даже стимулировать приход селлеров из КНР. Здесь веское слово должен сказать Минпромторг России, так как прибыль, которую зарабатывают российские селлеры, тратится в основном в России, а, значит, выгодно, чтобы их доля не падала на российских маркетплейсах.
Стоит заметить, в российских профессиональных сообществах селлеров небольшим игрокам уже рекомендуют продать «под ключ» свой бизнес для китайских селлеров — мол, так будет выгоднее. Вполне возможно, что на микроуровне это действительно выгодный вариант, но на макроэкономическом уровне это не так. И понятное дело, когда онлайн-покупки осуществляет уже каждый третий россиянин из экономически активного населения, нужна ясная экономическая политика, которая предполагает разумный протекционизм.
При этом лучше всего направить эту поддержку не просто на перепродавцов, а на тех российских предпринимателей, которые готовы модифицировать китайские товары, причём «не для галочки», а с целью создания важной производственной бизнес-цепочки на территории России. Это тонкая работа, но она должна обязательно стать трендом в работе отечественных селлеров. Время, когда можно будет выигрывать, вливая деньги лишь в маркетинг и в продвижение карточек на маркетплейсах, подходит к концу.