В любом споре про отечественную бронетехнику пехоты обязательно появится некто, неся в ладошках обжигающую правду про то, как надо делать БТР и БМП. Почему-то "правильно" их делают только в Израиле, а у нас - ну никак. Однако, последние события на Ближнем Востоке заставляют засомневаться, все ли хорошо с израильской броней. Зафиксированы сотни поражений только танков, а про остальную бронетехнику и говорить не приходится.
Операция Армии Обороны Израиля (ЦАХАЛ) в Газе идет который месяц, а ни вменяемых результатов, ни осязаемых успехов так и не видно. На днях пришла новость, что израильский Генштаб выводит из Сектора Газа несколько бригад. Победители войска не отводят, они закрепляются на занятой территории. Однако, закрепляться негде, а контроль над территориями крайне условный - в своем же тылу израильские солдаты подвергаются нападениям и несут потери. Напичканная "лучшей в мире" бронетехникой армия так и не смогла справиться с пресловутыми "бабаями на тапках", и мы попробуем разобраться, что не так с израильской броней и почему "лучшие в мире" танки и БТР оказались малопригодны к современному бою.
Чем же воюет "израильская военщина", точнее на чем? Основу вооружения сухопутных подразделений составляют танки Merkava 4 и бронетранспортеры Namer. Особенность ЦАХАЛ в том, что в танковых бригадах нет пехоты, а в пехотных - танков, так как предполагается, что по мобилизации должны быть развернуты дивизии, состоящие из смеси танковых и пехотных бригад. То есть, танки учатся действовать с танками (но не с пехотой), а пехота не учится взаимодействию с танками. И если с Меркавой многое более или менее ясно в силу популярности самого танка, то на тяжелый бронетранспортер Намер нужно посмотреть внимательнее.
Очень сильно упрощая, Намер это та же Меркава, но без башни, вместо которой расположен десантный отсек. Выход десанта осуществляется через корму. Бронирование машины полностью соответствует бронированию танка, то есть беспрецедентно для своего класса. Намер перевозит пехотное отделение - 9 человек. Экипаж - 3 человека. Подвижность также соответствует подвижности Меркавы, что позволяет этим машинам действовать в одном строю. Вроде бы все хорошо, но, как обычно, есть нюанс, и этот нюанс - вооружение.
Намер вооружен ДУБМ (дистанционно управляемым боевым модулем), оснащенным 7,62 мм пулеметом FN MAG. Да-да, вы не ослышались, вы все верно прочли. Главное и единственное вооружение этого 60-тонного монстра - единственный пулемет винтовочного калибра. Винтовочного калибра, КАРЛ!
На практике это значит, что у израильской пехоты нет собственной огневой поддержки. Танки в ее оргштатных структурах отсутствуют, а есть только Намеры. Да, пулемет это страшное оружие в умелых руках, но только не в случае тяжелой бронемашины, чья задача - действовать вместе с пехотой. Вся огневая мощь - это танк, который еще нужно придать пехоте, выделив из танкового подразделения, с которым эта пехота училась совместно работать в лучшем случае пару-тройку раз в году. Если же танк так и не приехал или его вывели из строя, то пехота остается со своим Намером, чьи боевые возможности соответствуют возможностям пулемета FN MAG. Максимум, что он может - подавить огневую точку. Не уничтожить, не поразить, а подавить на какое-то время.
А теперь сравним "лучшую армию мира" с "лучшей бронетехникой мира" с нашей, исконно-посконной и всей такой неправильной Российской армией. В штате мотострелковой бригады - три мотострелковых батальона и один танковый. Фактически, каждому батальону придается рота танков, действующая совместно с пехотой, и обучающаяся совместным действиям с пехотой. Не двум комбригам нужно согласовывать действия разных родов войск, а одному комбригу достаточно просто распределить задачи.
Бронетехника российской пехоты не отличается внушительной бронезащитой, скорее, наоборот, а вот вооружение этих машин очень и очень мощное. Штатный БТР-82А вооружен 30-мм автоматической пушкой 2А72 и 7,62-мм пулеметом, БМП-2 в дополнение оснащена ПТРК Фагот или Конкурс, БМП-2М - 30-мм АГС и четырьмя Корнетами, а БМП-3 обладает огневой мощью легкого танка. Все эти машины могут бороться и с легкой бронетехникой, 30-мм пушки позволяют поражать и даже уничтожать различные огневые точки, подавлять пехоту противника в фортификационных сооружениях и зданиях, не позволяя ей вести огонь по атакующей пехоте, а ПТРК - это "длинная рука", дающая возможность постоять за себя даже при появлении вражеских танков. В городских боях ПТРК - отличное оружие для уничтожения вражеских ПТРК, а 100-мм пушка 2А70 на БМП-3 дает возможность бороться с большинством целей на поле боя.
Подчеркнем главное: при слабости бронезащиты российская бронетехника пехоты обладает огневой мощью, позволяющей воспретить противнику вести по ней огонь еще до приближения к противнику на дистанцию эффективной стрельбы из ручного противотанкового оружия, а все остальные цели возьмут на себя танки, органически встроенные в ОШС российской пехоты. Как это работает в городских условиях, можно увидеть на знаменитом цикле корреспондента RT Филатова, прославивших офицера морской пехоты Струну.
А что же Намер? Чтобы добраться до противника, ему нужно подобраться к нему вплотную. Огневых средств, чтобы хотя бы подавить позиции ПТРК, у этого БТР нет - операторы всевозможных Корнетов могут преспокойно обстреливать Намеры за дистанцией их эффективного огня. А танков, чтобы подавить все вражеские огневые точки, априори не хватит, так как их придется привлекать к уничтожению наиболее опасных из выявленных целей.
Толстая броня Намера играет с израильской пехотой дурную шутку - кажущаяся прочность машины вместе со страхом и явно неадекватной подготовкой загоняют десант под броню, где он не может вести бой и прикрывать свой БТР. А те самые "бабаи" с РПГ прекрасно пользуются возможностью обстреливать Намеры с удобных для себя дистанций и ракурсов, так как никто им не мешает это делать. А пресловутый КАЗ Trophy оказался не слишком эффективен, к тому же его часто отключают из соображений безопасности - при срабатывании он поражает в том числе и тех израильских солдат, что оказались рядом с машиной. Как итог, под броней гибнут все, как в случае с Намером из бригады Гивати, попавшем в прессу.
Вот поэтому на многочисленных роликах из Сектора Газа мы видим одну и ту же картину. Чтобы уничтожить цели, ЦАХАЛ вынужден применять танки, которые не умеют работать вместе с пехотой. А пехота не умеет работать с танками и не умеет прикрывать свою бронетехнику, которая, в свою очередь, из-за слабого вооружения не может полноценно прикрывать и свой десант, и свои танки. Недостатками и ОШС, и подготовки, и конструкции израильской брони прекрасно пользуются "бабаи", выводя из строя бронетехнику с неожиданных направлений и наиболее удобных для себя дистанций и ракурсов.
Недооценка противника, отсутствие адекватных разведданных, спешка и огрехи в планировании операции, слабая подготовка командиров и личного состава... чеченские флешбеки? Нет, это ЦАХАЛ в Секторе Газа сегодня. И мощная бронезащита никак не помогает израильским военным: по различным подсчетам, только убитыми они потеряли примерно столько же, сколько Российская армия в 1995 году в Грозном - до 1500 человек. Потери в технике нам неизвестны, но зафиксированных поражений уже сотни. Только значительно бОльший по площади Грозный Российская армия за три месяца все-таки взяла. А ЦАХАЛ вынужден выводить измотанные части. Ибо практика - критерий истины, и "лучшая армия мира", как и ее бронетехника, оказалась на поверку отнюдь не лучшей...