Найти тему

Трансформация классицизма: от поучений к революции

Главные виновники трансформации русского классицизма, а заодно и самые популярные французские философы Просвещения
Главные виновники трансформации русского классицизма, а заодно и самые популярные французские философы Просвещения

На первый взгляд русская литература в XVIII веке может показаться чем-то однообразным и скучным. Но на самом деле именно в это время её развитие было особенно стремительным: едва зародившийся в 30-х годах классицизм уже к 50-м во многом отходит от изначальной программы, а к концу века уступает первенство сентиментализму.

Русский классицизм с самого начала был тесно связан с Просвещением, которое сильно изменилось за эти годы. Если поначалу речь шла только о распространении наук и пропаганде просвещённого абсолютизма, то со временем оно всё больше радикализируется и становится средством борьбы с монархическим строем. Именно философы-просветители стали идеологами французской революции.

Главное понятие этого периода - "естественное право" - свод прав, данных любому человеку от рождения, вне зависимости от его социального положения. Это свобода передвижения, право на жильё, пищу и выражение своего мнения. Если что-либо из этого перечня ограничивается, общество обязано воспользоваться правом на защиту.

На место представления о божественном происхождении царской власти приходит теория общественного договора Руссо. Монарх здесь - только хранитель прав граждан, которые согласились на жизнь в государстве ради порядка и единых для всех законов. Но если монарх нарушает этот условный договор, то народ имеет право его судить так же, как и любого другого жителя государства. Таким образом просветители обосновывают право граждан на революцию.

Под влиянием изменившегося Просвещения трансформировался и классицизм. Если на начальном этапе поэты больше восхваляли добродетель, подсказывая правителям верный путь, то теперь намёк становится более ясным. Появляются тираноборческие трагедии (вроде поздней трагедии Сумарокова "Димитрий Самозванец"), где напрямую показаны последствия нарушения монархом общественного договора. "Вадим Новгородский" Княжнина и вовсе пропагандирует республиканские идеи.

Изменения заметны и на примере жанра комедии. На первом этапе развития классицизма они были не слишком популярны: комедии писал Сумароков, но они были сосредоточены на высмеивании личных недостатков отдельных типов людей. Классицисты следующего поколения переходят к вопросам государственного масштаба. Всем известный пример: "Недоросль" ставит вопрос не о высмеивании личной глупости и жестокости одной семьи, но о помещичьем произволе как социальном явлении. В тексте даже есть прямая ссылка на "Манифест о вольности дворянства", вызвавший возмущение многих просветителей.

Всё ещё популярна ода, но она сохраняет только внешнее сходство с классическими образцами. Наиболее радикальный вариант - ода "Вольность" Радищева. Проповедь революционных идей в старых формах торжественной оды. Вообще "смешение" - главный принцип трансформирующегося классицизма. Всё ярче проявляется тяга к эксперименту: авторы позволяют себе отход от строгих правил, соединение в одном тексте разных жанров. Здесь лучшим примером будет поэзия Г.Р.Державина, о которой нужно говорить отдельно.

В этот период начинается расцвет журнальной сатиры и периодики в принципе. Указ о "вольных типографиях" разрешает их открывать всем желающим, что не только способствует появлению новых журналов, но и кратно увеличивает объём поступающей в магазины литературы. Подробнее об этом:

Во второй половине XVIII века расширяется круг писателей, хотя это всё ещё не стало оплачиваемой профессией. Если ранее это были единицы, то сейчас счёт идёт уже на десятки. Литература становится "модным" занятием, которым интересуется в том числе и императрица.

Вдобавок к изменяющемуся классицизму появляется новый стиль - сентиментализм, о котором речь пойдёт позже. Кроме того, развивается проза, которую классицисты не считали литературой в принципе. Хотя рукописные анонимные повести прошлого века оставались популярны в менее образованной среде.

Но во второй половине века романы хлынули в литературу, вызывая бурные возмущения Сумарокова. Конечно, поначалу это были переводы, издаваемые всё теми же открывшимися вольными типографиями. Но со временем появляются и русские романы Фёдора Эмина, Михаила Чулкова, сказки Василия Лёвшина, не говоря уже о более поздней прозе Радищева и Карамзина.

Ссылка на предыдущую часть цикла:

О первом этапе русского классицизма модно почитать: