Невозможно завершить разговор о начальном этапе русского классицизма, не сказав пару слов о торжественных одах Ломоносова. Современному читателю они кажутся странными, громоздкими, перегруженными художественными средствами, но в XVIII веке их чтение - важная часть придворного церемониала.
Именно чтение, ода - ораторский жанр, рассчитанный на устное декламирование. Отсюда и любовь Ломоносова к ямбам - размеру с восходящей интонацией, которая, по его мнению, должна была вдохновлять слушателей, приводить их в восторженное состояние и дарить ощущение праздника. Этим же объясняется и чрезмерное на современный вкус количество восклицаний, обращений, метафор, аллегорий, гипербол.
Важна была и звуковая сторона: не допускались пропуски ударений, неблагозвучные сочетания звуков, труднопроизносимые слова. Поэтому, несмотря на образную сложность, их достаточно легко читать.
В случае действительно талантливого автора ода не была пустой лестью, но скрывала за комплиментарным тоном программу по развитию государства. А программа эта у Ломоносова была неизменна: добиться как можно большей поддержки для наук, финансирования различных исследовательских проектов. Причём под этим термином он понимал именно естественные науки, а не отвлечённую гуманитарную учёность, которую прославляли, например, в эпоху барокко.
Писателям в то время платить было не принято, учёные также были не первыми в очереди на господдержку. Поэтому поиск влиятельных покровителей был одним из наиболее верных способов добиться своего.
“Только ты, (имя адресата), с твоей мудростью и государственным умом способна оценить перспективность развития наук. Как счастливо мы все заживём под твоим чутким руководством!” - примерно так в пересказе звучит посыл многих торжественных од. По задумке, адресат должен вдохновиться идеализированным образом самого себя и захотеть ему соответствовать.
Конечно, не только о науках заботился Ломоносов. Речь здесь и о военных победах, и о мире, о развитии промышленности и сельского хозяйства (с помощью тех же наук). В общем, в торжественной манере автор давал установку на всё хорошее против всего плохого.
Как и другие современники, Ломоносов придавал литературе высокую общественную значимость. В эпоху Просвещения верили, что жизнь можно изменить, если указать правильный путь. А правильным большинство авторов считали идеализированную со временем версию петровских реформ.
Ужасный чудными делами
Зиждитель мира искони
Своими положил судьбами
Себя прославить в наши дни;
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства Он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, грубостью попранну,
С собой возвысил до небес.
В полях кровавых Марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на Российский флаг.
В стенах внезапно укрепленна
И зданиями окруженна,
Сомненная Нева рекла:
«Или я ныне позабылась
И с оного пути склонилась,
Которым прежде я текла?»
Тогда божественны науки
Чрез горы, реки и моря
В Россию простирали руки,
К сему Монарху говоря:
«Мы с крайним тщанием готовы
Подать в Российском роде новы
Чистейшего ума плоды».
Монарх к Себе их призывает;
Уже Россия ожидает
Полезны видеть их труды.
Эта идея проходит через все торжественные оды Ломоносова. В первой “Оде на взятие Хотина” он наблюдает за победным русским войском с облаков. Позже Елизавета неизменно провозглашается продолжательницей петровских дел и воспевается только за то, что она его дочь.
При желании обратиться к конкретным примерам можно взять “Оду на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы Елисаветы Петровны” 1747 года - лучшую из работ Ломоносова в этом жанре:
Все холмы покрывают лики;
В долинах раздаются клики:
«Великая Петрова Дщерь
Щедроты отчи превышает,
Довольство Муз усугубляет
И к счастью отверзает дверь».
С этой императрицей связано большинство ломоносовских од, так как на её правление пришёлся расцвет его творчества. Восхваляя Елизавету, как и любого другого героя, он превозносил идею идеального монарха, а не её саму. Здесь нет индивидуальных черт, большая часть текстов взаимозаменяемы: можно переносить целые строфы без утраты смысла. Все оды - вариация на один набор тем.
Подробнее о творчестве Ломоносова можно почитать по ссылке:
А здесь можно узнать о процессе формирования русской поэзии эпохи классицизма (также не без участия Ломоносова):
Ссылка на предыдущую часть серии: