| Социум | Наша Психология
Каковы причины детской агрессии, асоциального поведения подростков, развития зависимостей от психоактивных веществ, самоповреждений, суицидальных попыток? В каждом списке факторов, влияющих на возникновение проблемного поведения детей, мы без труда обнаружим, что один из них – неполная семья.
Предлагаю отделить зерна от плевел и разобраться, так ли и чем страшна неполная семья для ребенка.
А судьи кто?
Как правило, пренебрежительные суждения по типу «там ребенка воспитывает одна мама, папа неизвестно где» я слышу от людей, состоящих в браке. Не то чтобы они долго думали над этой фразой, скорее она произносится на автомате – родителями, педагогами, заведующими дошкольных организаций, директорами школ. Эта деструктивная установка способствует стигматизации семьи как «не достаточно хорошей». И это несмотря на периоды в истории России, когда неполная семья означала гибель одного из родителей при защите своей страны, делая эту семью героической.
Как будто в случае развода или принятия решения о самостоятельном материнстве или отцовстве вам выдают открытку: «Поздравляем, вы стали семьей группы риска». К слову, в ту же «группу риска» вы попадаете, если вздумаете вступить во второй брак (ничем ведь не угодишь!) или удочерить/усыновить ребенка.
Несмотря на то, что с каждым годом таких семей становится больше, миф о вреде неполной семьи очень живуч. Объективно, если мы хотим списать неполные семьи как недостаточно пригодные для воспитания детей, как в Спарте, слишком много людей придется сбрасывать со скалы. Значит, термин «нормальная семья» пора пересмотреть. Если норма – это допустимый диапазон, нам придется признать, что неполная семья может рассматриваться как вариант нормы.
Как вы лодку назовете…
Поговорим про термин. «Неполная» семья звучит как обделенность, ущербность, как некая предполагаемая пустота, вакантное место в семье. В силу обстоятельств ребенок воспитывается одним родителем.
Представьте, если в паре родителей существует более или менее равное разделение обязанностей в сферах заботы о ребенке, ведении хозяйства, обеспечении дохода, то родитель, воспитывающий ребенка один, фактически берет на себя полную ответственность за все эти сферы, и во многих случаях вполне успешно справляется с ней. Если это возможно, подтягивая ресурсы родных, друзей, бывших супругов, а иногда безо всякой помощи. Но вместо признания усилий или моральной поддержки, часто слышит только упреки-клише в свой адрес «что вы хотите, неполная семья».
В книге Ю. Гусевой «Нежные мальчики, сильные девочки» приводится более адекватный и гуманный термин. Предлагается определять семью исходя из родителя, который берет ответственность за ребенка – соответственно материнская семья (мама + ребенок или дети) и отцовская семья (папа + ребенок или дети). Согласитесь, гораздо приятнее жить в материнской семье, чем в «неполной».
Мама – главное слово в каждой судьбе
Часто сами матери, оказывающиеся в условиях, когда они с ребенком один на один, испытывают затруднения и сомнения в своих педагогических родительских силах. Причиной может быть как социальное давление («срочно ищи кого-нибудь», «кому ты нужна будешь с ребенком»), негативное влияние мифов о неполной семье, так и финансовые сложности.
Изучая вопрос о влиянии неполной семьи на ребенка, я вспомнила доклад А. А. Реана, председателя научного совета РАО по вопросам семьи и детства, который прозвучал в 2018 году на Всероссийской конференции «Актуальные проблемы профилактики девиантного поведения, формирования здорового и безопасного образа жизни обучающихся», организованной ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей».
В докладе были приведены результаты исследований факторов, влияющих на детскую преступность. Опираясь на текст доклада, привожу основные мысли, особенно важные для матерей:
- Ребенку необходимо чувствовать хороший уровень контроля и внимания со стороны матери (да, именно матери); дети, совершавшие преступления, описывают уровень материнского контроля как недостаточный, отсутствующий, себя как «недисциплинированных» – внешний контроль очень важен для психики ребенка, т. к. все, что мы проконтролировали снаружи, постепенно переходит на внутренний контроль самого ребенка. Любопытно, что подростки воспринимают снижение контроля со стороны родителей, «уважение свободы ребенка» как отсутствие заботы, внимания и эмоционального контакта.
- У ребенка очень важно формировать положительное отношение к матери; негативное отношение к матери перерастает в негативное отношение с другим людям и в негативное отношение к нормам права (!) – так что если вы слышите, как человек негативно отзывается о своей матери, это тревожный симптом в любом возрасте.
- Именно мать является эмоционально близким, доверенным лицом для ребенка, а бабушка выбирается в наперсники в два раза чаще, чем дедушка; степень влияния членов семьи выглядит так: мать – 57,5%, отец – 23,7%, бабушка – 8,2%, дедушка 4,3%, старшие братья/сестры – 6,2%. Следовательно, именно мама оказывает наибольшее влияние на личность ребенка, в идеале – мама, с которой ребенок в отношениях близости и доверия.
- Положительно влияет на формирование законопослушного поведения сохранение традиции семейных ужинов; оказывается, совместный вечерний прием пищи (5-7 раз в неделю) делает детей более устойчивыми к формированию зависимостей от курения, алкоголя и наркотических веществ.
Следовательно, ключевой фигурой, влияющей на ребенка, является мама: хорошо контролирующая, имеющая доверительные отношения с ребенком, сохраняющая традицию семейного ужина и воспитывающая ребенка/детей в уважении к ней.
Звучит как отличный ориентир для материнской воспитательной стратегии. Мамы, не позволяйте окружающим себя кошмарить. Вы со всем справитесь. Вы сделали свой выбор, значит для него были причины. И одной из них была забота о ребенке.
Счастье – это когда все дома?
И последнее. К сожалению, полная семья не дает вам никаких гарантий относительно того, как сложится жизнь (в том числе семейная) у ребенка. Можно сколько угодно сохранять двух родителей в деструктивной семье, конфликтной семье, семье с психологическим или физическим насилием. Но думать, что эти отношения родителей не скажутся на ребенке, по меньшей мере, наивно. В то же время есть успешные люди, создавшие крепкие семьи, несмотря на то, что сами были воспитаны в материнских или отцовских семьях, или в детском доме.
Нам придется сместить фокус внимания с количества членов семьи на качество взаимоотношений между ними. Если дома у ребенка члены семьи рады друг другу, он уверен, что у него есть надежный тыл, поддержка, понимание со стороны взрослых – эта семья счастливая, и не важно – отцовская она, материнская или в ней двое родителей.
Важно не количество членов семьи, а то, насколько адекватны и психологически комфортны семейные отношения.