Найти тему
VK Гид

Лучше плакатов не было и нет: кто стоял у истоков рекламы в СССР?

Оглавление

Креативная реклама товаров народного потребления, массовая пропаганда идей коммунизма и просто информирование населения — всё это стояло за плакатами первых десятилетий СССР. В  своё время они были не только средством информации, но и полноценными художественными произведениями. Ко дню печати, который в России празднуется 13 января, мы решили рассказать о самых смелых и оригинальных отечественных плакатистах 20 века.

Художники братья Владимир и Георгий Стенберги, 1928 г.
Художники братья Владимир и Георгий Стенберги, 1928 г.

Александр Родченко и Владимир Маяковский

В начале 1920-х годов в СССР начался период конструктивизма в искусстве и дизайне. Передовыми «креаторами» и рекламщиками того времени стали Владимир Маяковский и Александр Родченко. Минималистичные, но яркие, агитационные и сатирические плакаты стали частью жизни массового потребителя. Яркие цвета, геометрические формы и использование фотографических элементов — узнаваемый почерк творцов, в их работах часто встречаются броские лозунги и игра слов, напрямую связанные с брендом, которому посвящена реклама:

  • «Лучших сосок не было и нет. Готов сосать до старых лет. Продаются везде Резинотрест»
  • «Человек — только с часами. Часы только Мозера. Мозер только у ГУМа»
  • «Трехгорное пиво выгонит вон и ханжу и самогон. Моссельпром»
  • «Нечего на цены плакаться — в ГУМ, комсомольцы, в ГУМ, рабфаковцы!» (об этом мы подробнее рассказывали здесь)

Тандем поэта и художника оказался до того успешен, что в 1923 году привёл к открытию совместного агентства «Реклам-конструктор», где Маяковский писал слоганы в стихах и искал клиентов, а Родченко придумывал, как воплотить идеи на плакате. Политическая, коммерческая и социальная реклама легко запоминалась и была предельно простой, но через неё было важно подчеркнуть мощь молодого, но амбициозного Советского союза.

«Ни одно, даже самое верное, дело не двигается без рекламы... Обычно думают, что надо рекламировать только дрянь — хорошая вещь и так пойдет. Это самое неверное мнение. Реклама — это имя вещи... Реклама должна напоминать бесконечно о каждой, даже чудесной, вещи...»
Владимир Маяковский, «Агитация и реклама», 1923 год

Дмитрий Моор

Художник-агитатор и основоположник советского политического плаката времен Октябрьской революции и гражданской войны. Сатирические работы Моора часто были направлены на безжалостную критику белого движения, буржуазного строя и религии. В первую очередь он запомнился плакатами «Ты записался добровольцем?» «Врангель ещё жив, добей его без пощады» и «Советская репка».

«Плакат – это разящий удар, направленный на голову классового врага, это – возбудитель активности масс, и ему должно быть оказано надлежащее внимание»
Дмитрий Моор

Владимир и Георгий Стенберги

Братья Стенберги были мастерами киноплаката и театральных афиш. Они продолжили дело отца, который занимался оформлением витрин магазина «Мюр и Мерилиз» (сегодня в этом здании в Москве располагается  ЦУМ), а потом ходили на занятия по театральной живописи. Свою карьеру начали с изучения инженерных сооружений и участвовали в выставке конструктивистов, но в 1923 году после сотрудничества с Московским камерным театром сменили траекторию и занялись афишами. Суммарно дуэт «2 Стенберг 2» сделал 300 плакатов, в том числе к фильмам Бастера Китона, Чарли Чаплина, Дзиги Вертова, Артура Робисона  и других режиссеров.

Виктор Говорков

«Краткость — сестра таланта!» — так мог был звучать девиз этого художника. Говорков — выпускник ВХУТЕИНа, работник творческой мастерской «Агитплакат» и первый председатель секции плаката Московского союза художников. Его плакаты социальной и политической направленности призывали людей вести здоровый образ жизни, усердно работать и поддерживать новый государственный строй.

Виктор Дени (Денисов)

С детства занимался изобразительным искусством и участвовал в выставках салона юмористов. Карикатуры и шаржи молодого художника сначала начали публиковаться в периодических изданиях «Огонёк», «Лукоморье», «Сатирикон», а с возрастом Дени проторил дорожку в крупнейшие печатные медиа Советского союза — газеты «Правда», «Известия», «Крокодил», «Окон сатиры РОСТА» и другие. Пик его творческой деятельности выпал на годы Великой Отечественной войны, в этот период была создана знаменитая серия антифашистских плакатов для поддержки боевого духа советских бойцов на фронте и в тылу.

Плакаты навсегда заняли место в истории развития советского дизайна, ведь несмотря на цензуру, художникам удалось выйти за пределы обычных текстов по линейке. Рисованные буквы, оригинальный шрифт, коллажная техника и необычная вёрстка, тексты внутри предмета или геометрических фигур, цветная заливка — это всё даже сейчас бы смотрелось необычно и привлекательно. Не менее интересны герои советских агитационных постеров. Положительные персонажи — всегда улыбчивые, счастливые, в отличной физической форме, чаще всего это образцовые советские граждане, а отрицательные персонажи — карикатурные, грустные или максимально отпугивающие своими ужимками, уродливыми фигами, а то и звериным оскалом. Именно эти контрасты вкупе с ёмкими лозунгами цепляли внимание и запоминались надолго.

А какой плакат нравится больше всего вам? Делитесь в комментариях.

СССР
2461 интересуется