Найти в Дзене

Гапон и Распутин: Родившие революцию

Гапон, такой Гапон
Гапон, такой Гапон

Обоих «попов» заманили в смертельную ловушку обещанием разврата

Про то, что какие следы остались в Петербурге от Кровавого воскресенья я писал тут:

С кем же ассоциируется эта дата у большинства? Нет, вовсе не с неоднозначной личностью Николая Второго (Кровавого) – его в этот день в Петербурге вообще не было и никаких приказов стрелять он не отдавал. На бойню людей повел священник Георгий Гапон, за что его позже и повесили коллеги-революционеры. Точно так же умер другой православный деятель – Григорий Распутин. Судьбы жертв обоих политических убийств весьма похожи – оба попали в столицу из глухой провинции. Бывшие крестьяне сумели войти в самые высшие слои российского общества и фактически вызвали 1 и 2 русские революции. Одна началась с устроенного Гапоном шествия, вылившегося в массовый расстрел – Кровавое воскресенье. Вторая, собственно, с убийства Распутина, предрекавшего империи крах непосредственно после своей гибели. Кроме того, оба исторических деятеля были падки до разврата, о котором по сей день ходят легенды. В последний путь – к месту расправы и того и другого заманили обещаниями плотских утех.

Кровавое воскресенье
Кровавое воскресенье

Танец с платочками

Еще на родине – в Полтавкой губернии Георгий Гапон прославился как священнослужитель, готовый идти в гущу самых неблагополучных в социальном плане прихожан. В Петербург он приехал учиться в Духовной Академии, где и познакомился с начальником особого отдела Департамента Полиции Сергеем Зубатовым. На государственном уровне он занимался созданием подконтрольных властям рабочих организаций – в Одессе, Минске, Москве и Петербурге. Зубатов, оказался не у дел после личной ссоры с министром внутренних дел Плеве и Гапон, помогавший ему в создании рабочей организации в Петербурге, стал ее фактическим руководителем. В отличие от представителей левых политических партий – большевиков и эсеров, пропагандировавших понятное и не всем нашим современникам учение Маркса, священник оперировал ясными для простого люда категориями – всеобщего равенства, справедливости, венцом которой являлось то, что «все бабы будут общие». Правда, реализовать эту утопию Гапон предлагал под сенью царской власти. Непосредственным поводом для кровавых событий 9 января 1905 года стало увольнение нескольких рабочих с Путиловского завода. Все они были членами гапоновской организации. Дабы поддержать товарищей союз начал общегородскую забастовку – и это в условиях, когда предприятия активно работали на воюющую с японцами армию. Выполнять условия, выдвинутые забастовщиками хозяева заводов отказались – Гапон составил петицию на имя царя и предложил отнести ее Николаю Второму. По его замыслу в случае подписания петиции царем он вышел бы к людям с белым платком в руке и тогда на улицах начался всенародный праздник, в противном случае в его руках оказался бы красный платок и началось бы…

Гапон с манифестом
Гапон с манифестом

Что воскресенье 9 января окажется именно кровавым, было понятно изначально. Даже соратники Гапона не сомневались в том, что с безоружных людей будут стрелять. Рабочие шли к Зимнему дворцу колоннами от разных районов. По частям их и расстреливали – у Нарвских триумфальных ворот, у спуска с Троицкого моста, на Университетской набережной и на углу Невского и Дворцовой площади. Во всех советских учебниках фигурирует цифра в 4600 убитых, взятая из сочинений Ленина, находившегося в тот день вдали от родины. Реально же жертвы свелись к 130 убитым и 299 раненым. В том числе погибли двое полицейских – как выяснилось в результате вскрытия от солдатских пуль. Вопрос о том, кто виноват в кровопролитии до сих пор остается открытым. Удивительно, но русская революция началась с решений, принимавшихся непосредственными исполнителями. Позже чиновники долго пытались выяснить, кто же конкретно отдал приказ стрелять. Николая Второго в тот день в Петербурге не было. Министр внутренних дел и питерский градоначальник заявили, что стрелять в людей не приказывали и более того, оружие применяли военные, которые им формально не подчинялись. После кровопролития Гапон скрывался в квартире Максима Горького, угодившего за это в камеру Петропавловской крепости, а потом бежал за границу, где начался новый период его жизни.

Девочки для батюшки

Гапон бежит из России
Гапон бежит из России

Материалы как про Гапона, так и про Распутина легко найти в Музее Политической истории России. Некоторое время они даже выставлялись официально. Весьма интересны фотографии Гапона в парижской эмиграции – в элегантном мужчине с аккуратной бородкой, наряженным в дорогой костюм невозможно узнать священнослужителя. То же самое можно сказать и о поведении Гапона вдали от родины.

То самое фото в эмиграции
То самое фото в эмиграции

«Гапон любил жизнь в ее наиболее элементарных формах: он любил комфорт, любил женщин, любил роскошь и блеск, словом то, что можно купить за деньги. Я убедился в этом, наблюдая его парижскую жизнь» Борис Савинков «Воспоминания террориста».

Долгой заграничной жизни Гапон не выдержал и вернулся в Россию, где вступил в довольно сложную игру с различными противниками. В восстановлении легальной рабочей организации были заинтересованы и власти, и представители левых партий. Одни хотели отнять аудиторию у бунтовщиков, другие открыто требовали превратить собрания рабочих в площадку социалистической агитации. Гапон, как лидер простых людей мешал и тем и другим. Фактически вместе они его и устранили. Непосредственными исполнителями убийства стали боевики-эсеры, а их вдохновителем оказался глава боевой организации партии – агент полиции Евно Азеф. Для расправы эсеры сняли дачу у станции Озерки на окраине Петербурга. В числе прочего в музее представлен, документ, проливающий свет на то, как осторожного политического деятеля удалось заманить в западню. Вот что пишет в рапорте на имя министра руководитель филерской группы, следившей за Гапоном «… при убийстве Гапона в Озерках присутствовал и может быть руководил инженер Рутенберг, а так же по видимому, и некие девицы, проживающие на Кирочной улице…»

С Азефом
С Азефом

- И в Париже, и по возвращению из эмиграции Георгий Гапон не чурался отношений с проститутками, - рассказывает историк Владимир Семенов – В компании друзей он неоднократно бывал в публичном доме на Кирочной улице в Петербурге. Точно так же отдохнуть, только на природе ему предложили и в тот роковой день. По словам Рутенберга, заманившего Гапона на дачу в Озерках там их ждали вызванные из города девушки.

Вместо дам легкого поведения в комнате на втором этаже маленькой дачи Гапона ждала бригада убийц. Священника сперва избили, затем задушили веревкой, а потом повесили на крюк для одежды. Тело убитого было обнаружено лишь месяц спустя. Вскрытие трупа Гапона превратили в шоу, на которое продавали билеты. В числе экспонатов музея есть и фотографии людей, охотно позирующих на фоне распотрошенного тела. Похоронили Гапона на Успенском (ныне Северное) кладбище Петербурга, однако, его могила была уничтожена в 1920-е годы.

Ра-ра-распутин!
Ра-ра-распутин!

Остался член и тот исчез

Как и Гапон крестьянин Распутин пытался пленить души при помощи своей версии христианства. Гапон соединил его с идеями социального равенства, Распутин – с половыми извращениями. Григорий убеждал женщин, что вступая с ним в половую связь, они отдают ему свои грехи и становятся чистыми, освобождаясь от плотских желаний. Только так, по его мнению, можно приблизиться к Богу – дословно «Не согрешишь, не покаешься, не покаешься – Бог не простит, не будешь к нему ближе, не увидит он твою душу» Близость носителя таких радикальных взглядов к царской семье сделала для краха царизма больше, чем все действия политиков вместе взятые. Аристократы решили убить Распутина, как человека, компрометирующего власть. В особняк князя Юсупова в Петербурге его заманили под предлогом встречи с княгиней для совместной молитвы, а вместо нее, как и Гапона долго и мучительно убивали – накормили ядом, расстреляли из пистолетов, а потом утопили. Могила Распутина так же не сохранилась до наших дней. Друга царской семьи похоронили в Александровском парке Царского села, После событий февраля 1917 года его труп выкопали, отвезли в Петербург и сожгли в печке котельной Политехнического института. Но не всего. В 1990-е в Петербурге объявился необычный артефакт. Нечто, похожее на овощ, плавающее в банке с формалином. По словам владельца – хозяина частной клиники с музеем это был отрезанный половой орган Распутина. Отсечь член длиной 28 см. могла фрейлина Вырубова, служившая сестрой милосердия во время войны. Принадлежал ли этот кусок плоти Распутину установить уже невозможно. Частный музей, в котором он хранился закрыли, экспонаты растащили и единственное что могло остаться от Григория Распутина исчезло в неизвестности.