Если учесть, что многоуважаемый сэр Ридли Скотт в прошлом ноябре отметил свой 86-й день рожденья, то ответ на вопрос, вынесенный в заголовок - будет однозначный: конечно, успех! Человек не сдался, не сидит в садике, глядя пустыми глазами на птичек, не ноет, как хорошо было в 1903 году (до рождества Христова), а продолжает активно заниматься любимым делом - кроме вышедшего в 2023 году «Наполеона», режиссёр готовит к показу в наступившем 2024 году «Гладиатора 2» (Где, видимо, ныне весьма упитанный Рассел Кроу будет по-прежнему играючи побеждать своих противников на ринге 😜).
Так вот - про активность и возраст: при таком раскладе можно убеждённо сказать - очень качественный продукт, на четверку с плюсом! Но если вспомнить лучшие шедевры признанного мастера кинематографа, то вопросов к фильму будет просто куча! И это у произведения некогда супер-дотошного перфекциониста, снявшего когда-то просто идеальный сияющий шедевр «Бегущий по лезвию», растиражированный на миллионы реплик и ставший эталоном стиля и качества...
Но давайте всё по порядку: и о плюсах, и о минусах - начнем с того, что замысел снять фильм о Наполеоне, Скотт вынашивал три года, а снял за невероятные 2 месяца! Сам режиссёр объяснял столь феноменальную скорость съёмок особой педантичностью подготовки и жёсткой дисциплиной организации процесса - все сцены картины снимали одновременно от 8 до 11 камер, что позволило сократить количество переснимаемых эпизодов до минимума.
В кинопрокат вышел вариант длительностью в два с половиной часа, хотя ожидаемая в ближайшем будущем авторская версия будет четырёхчасовой и это не произвол выпускающей кинокомпании, а решение самого Ридли Скотта: он высказался в том плане, что средний зритель способен неподвижно высидеть в кинотеатре без ущерба в качестве восприятия как раз не более этого временного интервала.
Собственно говоря, сам фильм это каноническая история восхождения к вершинам власти Наполеона Бонопарта, чуть более пристальный взгляд на его отношения с Жозефиной Богарне и картина падения великого французского императора с самолично возведённого пьедестала. Вот как раз в этой грандиозной задумке режиссёра и кроются причины крайне противоречивых оценок вышедшего на экраны кинотеатров байопика: ну невозможно же впихнуть в жалкие 2,5 часа впихнуть все исторические факты, все причины и следствия, все величие и противоречивость грандиозной личности Бонопарта!
Самая главная претензия - полное игнорирование внятного исторического комментария: если вы не писали диссертацию о Наполеоне и его окружении или хотя бы не были отличником в школе на уроках истории, то вы абсолютно ничего не поймёте! Кто все эти люди на экране? Что делал будущий император в Египте? Как пришел к власти? Ничего толком не объясняется, всё галопом по Европам, только и успеваешь вскинуться на знакомых именах и названиях :
"Аустерлиц?! - Да-да, что-то слышали - этот... как его... Пьер Безухий лежал на животе и любовался небом Аустерлица".
Москва горит? Да - помним: "Отселе, в думу погружен, глядел на грозный пламень он"
Ватерлоо?! Ну это просто - первый хит Аббы!
Возможно некоторые аспекты прояснит полная режиссёрская версия, но что-то мне подсказывает, что вряд ли! Похоже,что Ридли Скотта больше интересовала любовная история Бонопарта и Жозефины, чем исторические реалии.
Кстати, по поводу тех самых реалий - тут даже у меня, далеко не прошаренного в истории человека, в процессе просмотра постоянно возникали недоуменные немые паузы:
- Наполеон в качестве зрителя на казни Марии-Антуанетты?! Какое удобное совпадение для проведения параллелей в плане бренности мирской славы! Как я потом вычитал - не был, разумеется. Но подобную вольность можно списать на режиссёрский приём, работающий на общий художественный замысел картины. Пофиг - простим!
- Темнокожие персонажи: генерал- "афроамериканец" в окружении императора Франции в 18 веке?! Да ладно! Я потом, правда, нашел упоминание о том, что в период наполеоновского правления действительно был такой генерал Томас-Александр Дюма, родом с Гаити (кстати - отец писателя Александра Дюма). Опять притягивание за уши для живописности рассказа или скорее в угоду "повесточке"?! Нет, я - не расист, я - за чистоту исторической достоверности: там ведь ещё нет-нет да мелькали тёмные мордашки в совершенно неподобающих ситуациях... Ладно, тоже - по фиг: время такое!
Хоакин Феникс постит фоточкутьфу, Наполеон в 1798 году на фоне Сфинкса! Позвольте - это как? Сфинкс тысячелетиями лежал занесённый песками и уже как раз лишь где-то после наполеоновских войн был немного откопан (по грудь). И только в ХХ веке его отрыли для зрителей целиком и полностью. Ну ладно - это я (да еще несколько фриков, которых сфинксы больше, чем люди интересуют) могут знать. Пофиг, снова!
И вот - из таких досадных ляпов и неувязок и складывается несколько сморщенное отношение к новому фильму Ридли Скотта. Но нужно ведь и о достоинствах рассказать - мне как раз сильно понравилась линия Наполеон-Жозефина: тут непобедимый военачальник и жёсткий правитель за кулисами внешнего антуража показан обычным, даже порою слабым и неуверенным человеком - и это понятно: мы все вынуждены носить маски. Здесь конечно огромная заслуга актёрского дуэта Хоакин Феникс и Ванесса Кирби. Оба сыграли так мощно и трепетно одновременно, что наверно - это лучшее, что есть в новом фильме великого режиссёра, он даже сам не скрывая подчеркивает именно этот пристальный интерес:
«Чем старше я становлюсь, тем сильнее пытаюсь избегать проходных фильмов. Я стараюсь сделать каждый следующий проект стоящим, транслирующим какую-то мысль. В данном случае мне не давала покоя одержимость этой женщиной. Мы все знаем, в какого зверя он превращался на поле боя. Знаем, что он мог обманывать, опустошать, убивать. Но ахиллесовой пятой Наполеона была Жозефина. И, что самое интересное, он же совсем её не впечатлил, этот маленький человечек».
Ну и конечно, как всегда у Ридли Скотта, отлично сделаны батальные сцены и поражает размах показанных на экране эпических сражений - только для съёмок битвы у Ватерлоо режиссёр задействовал более 800 конных участников массовки! В фильме столько шикарных сцен и кадров: гибнущие подо льдом солдаты в сражении при Аустерлице, пустая и выжженная Москва, кружащие всадники на поле Ватерлоо - всё это достойно лучших произведений киномастера, вроде «Царства небесного» и «Гладиатора», где не менее грандиозно воспроизведены исторические декорации и масштабные величайшие битвы, коими так изобилует летопись человечества!
Подведем итог - это далеко не лучшее, но и не самое плохое кино, снятое Ридли Скоттом. Вы вот в 90 почти лет сможете снять такое?! Вот и я о том же... Я думаю,что окончательный вердикт этому эпохальному полотну можно будет вынести, когда будет готова к показу полная четырёхчасовая режиссёрская версия, которую обещают показать на Apple TV+
А пока что наслаждаемся (или раздражаемся и плюёмся) тем, что имеем на сегодняшний день - театральной версией последнего на данный момент фильма известнейшего мэтра кино - Ридли Скотта! И ждем «Гладиатора-2» ( с грозным толстеньким Расселом Кроу 😸 )
Ну и конечно делитесь мнениями, оставляйте лайки и комментарии, подписывайтесь на канал! Всем - спасибо.
Читайте также на канале "Ветреный день":