Предыдущие части:
➡️ «Слово пацана»: принадлежность (часть 1)
➡️ «Слово пацана»: принадлежность (часть 2)
➡️ «Слово пацана»: отвержение (часть 3)
➡️ «Слово пацана»: насилие (часть 4)
➡️ «Слово пацана»: власть (часть 5)
В этом сериале каждый увидел своё и вытеснил то, что для него болезненно.
Не призываю оправдывать насилие, только рассказываю, почему и откуда оно происходит. Понимая эти процессы, мы можем, как минимум, защитить себя и своих детей, а как максимум – предотвратить его, находя другие способы удовлетворения потребности принадлежности и опоры. На системном уровне его вряд ли можно предотвратить вообще, но хотя бы перевести в социально приемлемые формы, где человек сам для себя выбирает, а не становится случайной жертвой на улице.
Когда рушится семья, бизнес, страна, понимайте, что вместе с этим рушится и принадлежность. Если вы не подберёте её, то это сделает кто-то другой. А как он распорядится ею, вам останется только ждать.
В особенности это касается, конечно, отношений родителей с детьми. Мать, которая никогда не отвергнет, и отец, который имеет власть и адекватно ею распоряжается. Обрушение больших отцовских фигур, то есть государства, выбило почву из-под ног взрослых, которым пришлось искать способ выжить. А их дети потеряли отцов, которые провалились, оказавшись бессильными, или все свои силы направили на то, чтобы удержаться на ногах. И тогда дети ищут место, где есть власть и опора, даже если это деструктивно.
Что бы ни происходило, детям важно знать, что есть те, кто защитит и на кого можно опереться. Этого не было у Айгуль. Это спасло героиню фильма «Ворошиловский стрелок», и она вернулась к жизни.
Свой детский опыт принадлежности и опоры мы несём во взрослую жизнь. Сколько бы нам ни было отведено жить. И я благодарна своим родителям, что такую принадлежность и опору они мне дали. Это позволило мне выжить в те самые времена, когда Советский Союз рушился. Но поняла я это много лет спустя.
Автор: Татьяна Иванова, психолог
Больше интересного от автора по этой теме: