Найти в Дзене

«Слово пацана»: отвержение (лонгрид, часть 3)

Предыдущие части:

➡️ «Слово пацана»: принадлежность (часть 1)

➡️ «Слово пацана»: принадлежность (часть 2)

Когда система голодает, ей нужно кого-то сожрать. Того, кто имеет наименьшую связь с ней. Если отвергнуть того, кто имеет большое количество связей, то через эти связи будет затронуто много людей в системе, и лихорадить будет всех. Поэтому выбирается тот, на ком можно отыграться без последствий.

В закрытых системах голодание категорически опасно: её участники начинают жрать друг друга. Насилие разрастается, как плесень в закрытом пространстве.

Двое парней попадают в ситуацию с перспективой того, что их убьют. Один спасается, другого забивают до смерти. Более того, спасается не сам, его спасает взрослый, увозя от места преступления. Но это никого не волнует, ценности человеческой жизни нет. Зато появляется возможность выразить собственный страх быть отвергнутым, потерять принадлежность, и конечно, толпа это делает. Она «отшивает провинившегося», переводит его в разряд «чушпанов». Это не имеет никакого отношения к справедливости или морали, но это позволяет оставшимся сплотиться и почувствовать, что они «не такие», что они остаются единым «мы». На самом деле сплачивает страх и биологическая потребность выжить. У этого парня была опора на семью, он справился.

Айгуль не справилась. Она вышла из окна. Потому что не было ни одной нити, которая бы её связывала хоть с кем-то. Сначала её отвергли уличные. «Я с универсамовскими» перестало быть защитой. Затем круг подруг. Последняя капля – собственная мать, выливающая суп в унитаз из брезгливости. Детям важно чувствовать связь хоть с кем-то, кто может разделить их боль.

Марата «отшивают», и он уходит в другую систему, формирует новую принадлежность, вступая в комсомол. Он выстроит и новую связь, потому что у него устойчивая связь с мамой. Связь нездоровая, но она есть. Он и к Андрею Пальто привязан, несмотря на их конфликт. И Айгуль будет продолжать жить внутри него.

Отвержение – самое страшное, что может случиться с человеком. В родоплеменных обществах чуть ли не самым страшным наказанием за какие-нибудь преступления вроде сглаза и порчи служило изгнание. Преступника и убивать не надо было: человек, не мыслящий своего существования вне племени, сам чах и умирал.

Поэтому
очень важно иметь опыт здоровой привязанности, и если его не было в детстве, то идти в терапию и формировать его с психологом в длительном процессе, проходя через боль, страх и агрессию там, где люди умеют с этим обращаться.

(Продолжение следует)

Автор: Татьяна Иванова, психолог

Больше интересного от автора по этой теме:

https://t.me/psydynamics
https://psydynamics.ru/