- Из цикла "Любимые песни".
- Tom Waits - Tom Waits - "Downtown" (1980)
Одна из моих любимых песен "до-тромбоновского" периода. Может потому она мной и любима, что здесь уже явно (пред)чувствуется будущая стилистика Вэйтса.
"Даунтаун" - дежурная (для альбомов Вэйтса) зарисовка из ночной жизни городских маргиналов.
Сюжет элегантен как замусоленный окурок в пепельнице
Сейчас уже не помню кто это сказал про Вэйтса, что он находит столько красоты на помойках, сколько иные умники не отыщут и в райских кущах.
***
А дело было так.
Парочка маргиналов (Красноштаник и Сладкоежка) накачиваются Чивасом в дешевом отеле. Одна бутылка за другой летят в угол комнаты (в тексте Вэйтса опорожненные бутылки названы "мёртвыми солдатами").
Некий Монклер де Хэвлин никак не может сбыть (явно ворованные) брюлики.
И прочие проституки, наркоманы, гомосексуалы, вскользь упомянутые по ходу куплетов. Все они, как заколдованные твердят: "Надо валить в центр, в центр, це-це-центр".
Как будто в центре "есть покой". Как будто там сбудутся все их неказистенькие мечты.
Пацаны ищут доступных девочек, которые помогут им избавиться от напряжения.
Проститутки ищут клиентов.
Джанки мечтают о дозе.
Барыги надеются сбыть хабар.
Педерасты в поисках любви щедро намазывают губы помадой от Пьера Кардена.
Всем нужно в центр.
А Красноштаник и Сладкоежка в своём задрипанном отеле продолжают бухать Чивас и бормочут как заклинание: "Надо валить в центр!"
***
Сильно недооцененный блюз, на мой взгляд. Даже странно, что его, в отличие от многих других песен Тома, не расхватали на каверы.
Отдельно отмечу сочный звук и яркие пассажи "хаммонда", исполненные вэйтсовским закадыкой Ронни Барроном.
BY THE WIND:
Монклер де Хэвлин (Montclaire de Havelin) - это галантерейное имечко Вэйтс выдумал для себя в качестве забавного псевдонима и использовал его когда желал сохранить инкогнито, регистрируясь в отелях.