Найти тему
Максим Бурмистров

Коллекция из ничего!

Век «пластика» в России совсем небольшой: если в мировой практике пластиковые карты (банковские) появляются в начале 70-х годов прошлого столетия, то у нас – лишь в конце 1991 года, вслед за банковскими начинают выпускаться и бонусные – каждый уважающий себя магазин стремится всучить покупателю свой фирменный пластиковый прямоугольничек, а задача всегда одна: любыми маркетинговыми ходами (скидками, бонусами, баллами, розыгрышами и так далее) намертво привязать Клиента к своим торговым точкам.
На днях я взялся перебрать весь ворох всевозможных бонусных карт и понял, что многие из них уже стали не актуальными, причем по разным причинам, а раз так, их можно было бы и выбросить, но с другой стороны – таких карт уже больше не выпустят, а многие компании или испарились, исчезли, либо свалили из России и даже если они вновь наберутся наглости тут появиться, внешний вид карт может измениться, да и вообще – будут ли их выпускать, в современной тенденции многих контор сквозит неприкрытое желание вовсе отказаться от пластика, целиком переведя скидочно-бонусные программы в виртуальную плоскость…

За долгие годы у нас, как и у вас, наверное, накопилось много пластиковых карт.
За долгие годы у нас, как и у вас, наверное, накопилось много пластиковых карт.

Получается, что если не утилизировать, то из старых карт можно сколотить хотя бы небольшую семейную коллекцию, причем делать для этого почти ничего не придется – надо просто сохранить то, что имеешь!
Выбрав карты, которые уже никогда не применишь, я разбил их на две основные группы: это, во-первых, карты магазинов и компаний, которые по тем, или иным причинам исчезли с рынка, физически прекратив существование и те, которые представляли
«бегунов», обозначившихся после начала прошлогодних военных событий.
Есть тут и исключения – например, некоторые иностранные компании бодрым шагом заходили в Россию, плодили тут магазины, надували щеки, и потом тупо сливались с рынка, убегая, поджав хвост и происходило это по непонятным причинам.
Ну да ладно, давайте вспомним недавнюю историю торговли, которую я представлю в бонусных картах, сохранившихся у нас, думаю, и у вас в ящиках и шкафах найдется немало интересного!
Первым номером программы выступит прекрасный и памятный экземпляр – «Сберегательная карта покупателя» одной из первых крупных компаний, торгующих в России всяческой бытовой техникой – «Техносила». Уверен, это название в памяти у многих!

Карта «Техносила» - думаю, многие помнят?
Карта «Техносила» - думаю, многие помнят?

Для нас «Техносила» от компании СВ стала той надежной торговой точкой, где покупались первые вожделенно желаемые импортные телевизоры, музыкальные центры и мелкая бытовая техника. Многие изделия работают до сих пор, ведь тогда электроника не была одноразовой.
Небольшой "однокомнатный" магазин на Монтажной постепенно разросся до огромного монстра, в котором было все, и мы, проживая в нескольких минутах езды на машине от него, буквально по молодости там «паслись», обживаясь в квартире и приобретая все необходимое.
На излете своей деятельности «Техносила» нарастила количество магазинов, но совершенно оторвалась от рядового покупателя в ценах, поэтому мы уже редко туда заглядывали и крах магазина восприняли совершенно спокойно, все предпосылки для этого, как говорится, имелись (слишком узок круг богатых покупателей, слишком далеки они от народа - можно так перефразировать слова великого классика).
Кстати, почти напротив одного из магазинов «Техносилы» возле метро «Молодежная», а мы жили тогда в Крылатском, находилась еще одна памятная торговая точка – огромный современный ТЦ «Рамстор», впоследствии, кстати, чисто физически снесенный. Кенгуренок поперву тоже весело заскакал, зарезвился по столице и потом также неожиданно отпрыгался, сдулся, закрыв все торговые точки.

«Рамстор» - торговая сеть, которая начала за здравие, а закончила, как вы понимаете, плачевно, просто исчезнув.
«Рамстор» - торговая сеть, которая начала за здравие, а закончила, как вы понимаете, плачевно, просто исчезнув.

Бодрым стартом и бесконечным долбежом ТВ рекламы озвездился в России иностранный ритейлер «Media Markt»: уж сколько было апломба, обещаний и самих магазинов, мы тоже там что-то покупали, иногда даже очень выгодно, но в итоге стали приходить в огромный магазин исключительно для того, чтобы «пощупать» натурный образец, а затем заказать точно такой же в интернете по цене процентов на тридцать дешевле: не эта ли причина, в конечном итоге, побудила владельцев также быстро свернуть манатки и отвалить восвояси?

Хитрошопинг от Медиа Маркта в России закончился абсолютно бесхитростным пинком под зад самому себе.
Хитрошопинг от Медиа Маркта в России закончился абсолютно бесхитростным пинком под зад самому себе.

А вот следующая бонусная карта хоть и стала уже историей, но представляет пока действующий магазин – «Союз», который в свою бытность имел филиалы и торговал музыкальными инструментами, сувенирами, книгами, но главное – самой музыкой.

Карточка «Союза» хода уже не имеет, но представляет пока действующий магазин. Кстати, логотип компании тоже изменился, был проведен ребрендинг.
Карточка «Союза» хода уже не имеет, но представляет пока действующий магазин. Кстати, логотип компании тоже изменился, был проведен ребрендинг.

Отделы «Союза» открывались в крупных торговых центрах, кстати, в ТЦ «Рамстор» на Молодежке он тоже был, там я часто покупал диски, кассеты для видеокамеры, а завершающими приобретениями стали две губные гармоники, лет пятнадцать назад. Сейчас фирма перешла исключительно в интернет, прикрыв все оффлайн магазины, а жаль.
Теперь – пробежимся по «бегунам»: карточек «предателей» у меня тоже скопилось прилично. Безусловный лидер – это «Икея». Когда я услышал о том, что компания сворачивает удочки, у меня просто был приступ бешенства: столько бабла, сколько мы оттащили в эту шведскую лавочку, мы не тратили нигде (думаю, что таких у нас в стране насчитывалось прилично, шведы ловко подсадили всех на свой крюк) и надо же, так по-сволочному позволили себе обидеться на Россию, кормившую их столько лет!
Я помню, какой ажиотаж творился вокруг уходившей компании, как люди ломились в магазины, пытаясь запрыгнуть на подножку уходящего поезда, но мы приняли тогда свое собственное решение: никаких покупок в Икее больше не совершать и не участвовать во всеобщем порыве отхватить что-то напоследок, я бы на месте государства сразу после сообщения Икеи об уходе опечатал все магазины и отобрал их без малейшего права в будущем вернуться в Россию, как говорится – уходя уходи!

Карты Икея-фемили разных периодов. После ухода компании осталось жестокое разочарование таким поведением и полное неприятие возвращения дельцов на наш рынок.
Карты Икея-фемили разных периодов. После ухода компании осталось жестокое разочарование таким поведением и полное неприятие возвращения дельцов на наш рынок.

Покултыхавшись коричневой сосиской в проруби тихонько отъехал и «Декатлон». Если честно, то сеть лично нас не поражала и не захватывала, мы там бывали, что-то покупали, но назвать нашу семью постоянными покупателями было нельзя.

Карта сбежавшего из России, «Декатлона»: никаких сожалений - что был, что не был.
Карта сбежавшего из России, «Декатлона»: никаких сожалений - что был, что не был.

К этой же группе « в полосатых купальниках» можно отнести и Шелл с его картой лояльности ClubSmart: ничем особенным заправки нефтяного гиганта не отличались, поэтому расставание прошло абсолютно спокойно.

Карты Шелл выдавали на заправках сети, единственная необычность  - это их форма с сильно закругленным правым нижним уголком.
Карты Шелл выдавали на заправках сети, единственная необычность - это их форма с сильно закругленным правым нижним уголком.
Объявление на сайте компании о закрытии программы лояльности. Ссылка ниже про то, что "возможно нам будет интересно" совсем неудачна: нам абсолютно ничего уже не будет интересно, как говорится, досвидос петрович!
Объявление на сайте компании о закрытии программы лояльности. Ссылка ниже про то, что "возможно нам будет интересно" совсем неудачна: нам абсолютно ничего уже не будет интересно, как говорится, досвидос петрович!

«Обиделся» и немецкий Адидас, сливавший у нас китайско-вьетнамский неликвид и французы с косметикой «Лоццитан». Блин, да мы найдем, в чем бегать и чем намазать руки и ряшку, давайте, шуруйте, только чтоб пятки сверкали.

Карта магазина Адидас предоставляла скидки, но сам магазин отдавал духом дешевой барахолки, хотя ценники твердили об обратном.
Карта магазина Адидас предоставляла скидки, но сам магазин отдавал духом дешевой барахолки, хотя ценники твердили об обратном.
Косметика из Франции красиво вошла на рынок, но просуществовала на нем совсем немного, уйдя, я надеюсь в историю навсегда.
Косметика из Франции красиво вошла на рынок, но просуществовала на нем совсем немного, уйдя, я надеюсь в историю навсегда.

Несколько лет нас радовал магазин сети «Билла», современный, с красивой выкладкой свежих продуктов, с приличным ассортиментом, адекватными ценами и скидками. Это был очень мажорный магазин в плане организации торговли и маркетинга, в который приятно было заходить. Но вот – он тоже прикрылся, как все магазины этой сети, перекупленные другой сетью, теперь карта «BILLA» - лишь часть истории отечественной продуктовой торговли.

Наш местный магазин Билла непосредственно перед ликвидацией.
Наш местный магазин Билла непосредственно перед ликвидацией.
Специально фотографировал торговый зал, зная, что магазин закроют в ближайшее время.
Специально фотографировал торговый зал, зная, что магазин закроют в ближайшее время.
"Вкусная карта" стала безвкусной и осталась просто на память.
"Вкусная карта" стала безвкусной и осталась просто на память.

Точно также нам всегда приятно было пользоваться заправками ЕКА, с ярким инновационным дизайном, с прозрачной и понятной программой лояльности, но и они, увы, просуществовали недолго, оставив в качестве памятного сувенира лишь дисконтную карту…

Заправки ЕКА – тоже пропали навсегда, мелькнув яркой звездочкой среди дорожной рутины и обыденности.
Заправки ЕКА – тоже пропали навсегда, мелькнув яркой звездочкой среди дорожной рутины и обыденности.

Среди редких карт, которыми мне хочется завершить этот обзор, будет пластик от магазина Legomix, торговавшего конструкторами. Сегодня сайты компании вне доступа и что случилось с фирмой – я не знаю.

Конструкторы Лего теперь можно купить в другом месте, но не здесь.
Конструкторы Лего теперь можно купить в другом месте, но не здесь.

И еще одна карта, тоже редкая – это «электронный кошелек» от магазина электроники и бытовой техники со сложным названием-слоганом «Энергия вашего дома», существовавшим какое-то время в торговом центре Подмосковья, недалеко от нашей дачи. Сделали мы там покупку единожды и вынужденно: в самый разгар летней жары сломался старый холодильник, было принято решение не заниматься его ремонтом, а купить новый. Но, поскольку нам требовался агрегат строго определенных размеров, пришлось понервничать, объезжая местные магазины бытовой техники, пока в «Энергии» мы не нашли то, что нужно, но представленное единственным витринным образцом. На свой страх и риск мы приобрели холодильник, не укомплектованный, как выяснилось, даже выдвижными ножками, но он счастливо трудится у нас и сегодня уже более десяти лет, а магазин вскоре съехал и растворился в пучине истории, как будто и не было его…

Редкая карта магазина, торговавшего бытовой техникой.
Редкая карта магазина, торговавшего бытовой техникой.

Вот и все на сегодня: если будет желание и силы, перетряхните свои запасы, уверен, что сумеете найти много интересного и памятного и, как знать, а вдруг возьметесь за составление собственной коллекции старого пластика!