("Джо", Joe, 2013, США)
Как те сломанные часы, что дважды в сутки показывают точное время, так и сегодняшний Николас Кейдж может пару-тройку раз в десятилетку показать: да, тот свой Оскар в 96-м он заработал не зря.
Вопреки тому, что Николай Августович Клеткин взирает на нас с постера так грустно, будто он читает обзоры своих фильмов на этом канале, назвать "Джо" скукотенью нельзя. Даже при том, что это 100% криминально-бытовая драма, ее сюжет движется вперед энергичной трусцой без пробуксовок и не мучит ваши уши долгим заунывным "бла-бла-бла". А также обыгрывает все свои интриги - пусть невеликие, но всё же, - толково и напряженно.
В последнем, конечно, есть заслуга литературного первоисточника - одноименной книги (1991) маститого писателя Ларри Брауна, - но и режиссер Дэвид Гордон Грин тоже хорошо постарался.
А с ним постарался и Кейдж. Ведь когда его хорошенько попросишь и немножечко пнешь разок-другой-десятый, Колян всё еще способен играть не хуже, чем встарь.
Правда, самого главгероя Джо (Кейдж) зачем-то обозвали в русском превью "бывшим бандитом". Совет: не покупайтесь на это маркетинговое лукавство, а иначе настроитесь на крутые мафиозные разборки... а их тут нет и в помине. Ибо никакой Джо не бандит, а лишь оттарабанил в тюряге пару лет за потасовку с копом и всё. На самом же деле он хулиган в завязке, не более, который решил под седину лет встать на путь исправления.
Похвально? Да как сказать. Потому что "самоисправляется" Джо хоть и усердным трудом, но больно уж сомнительным.
Дело в том, что сегодня Джо регулярно набирает бригаду, а затем вместе с нею в лесу умерщвляет... деревья. Те, чью вырубку закон запрещает, но кому-то все же хочется от них избавиться. А шабашники Джо особыми топорами-инъекторами заносят в древесные стволы отраву, от которой те быстро сохнут и - вуаля! - теперь их можно спиливать.
Иными словами, ребята творят дендрогеноцид в масштабе, который бобрам даже не снился.
И вот как-то раз в бригаду к Джо попадает 15-летний Гэри (Тай Шеридан) - нормальный трудолюбивый пацан, отец которого Уэйд, однако, негодяй и бездельник, каких поискать. После чего бригадир, у которого и так своих проблем хватает, в том числе криминальных, берет под свою опеку Гэри со всеми его проблемами. Что, естественно, умножает одно на другое с ожидаемым кумулятивным эффектом. И будет "разруливаться" по ходу сюжета методами, далекими от гуманных, дипломатических и просто лицеприятных. С уже не столь прогнозируемым результатом, но однозначно не тем, за который всех героев погладят по головкам.
Любопытный факт: гэриного отца-сатрапа Уэйда играет не профессиональный актер и даже не любитель, а... реальный техасский бродяга Гарри Поттер Поултер.
За какие такие заслуги эту волосато-пахучую "экзотику" вдруг пригласили в большое кино, да не в массовку, а аж на роль второго плана, надо спрашивать у режиссера Грина. Но экономия на настоящем актере обернулась в итоге трагедией. И тоже настоящей, а не "киношной".
Заполучив на руки гигантский по его меркам гонорар, Поултер вернулся обратно на улицу. И, видимо, на радостях ударился в такой загул, что через два месяца просто-напросто склеил боты.
Ну обалденно помогли бездомному создатели "Джо", слов нет!
Посему предлагаю им запустить целый соцпроект помощи неимущим: снять кино "на основе реальных событий" про жизнь и удивительную кинокарьеру Гарри Поултера. И пригласить на главную роль другого бездомного с улицы. А он потом тоже скопытится от возлияний в честь окончания съемок, и его жизнь тоже можно будет экранизировать. С еще одним бездомным в главной роли...
И так - пока в Техасе их не останется. После чего можно будет объявлять наш проект триумфально завершенным, ведь мы ни много ни мало искоренили всю бедность в отдельно взятом штате Америки!
***
В общем, а если серьезно, то кино у Дэвида Гордона Грина получилось очень достойное. По-хорошему мрачное и эмоциональное - этакий срез полукриминальной жизни без прикрас в американской провинции. Пусть не для массового зрителя, но любителям жестких реалити-драм такое явно придется по вкусу.
Но особенно вовремя "Джо" подвернулся Николасу Кейджу. Который в ту пору уже погряз в копеечном кино и ему требовалось подтверждать свою квалификацию серьезного актера.
С чем он вполне справился - жаль только, чтобы потом опять нырнуть с головой в свою трясину и начать царапать в ней новое днище.
Досадно - а ведь и впрямь мог, когда захочет. Да и по сей день иногда "может", правда, с каждым годом все реже и реже.