Стрельба из легкого пехотного оружия с боевых марсов или марсовых площадок, т.е. платформ расположенных на оконечностях (топах) составной мачты не была чем-то новым для парусных судов с пушечным вооружением, а являлось логическим продолжением традиции схваток средневековых кораблей с их “замками”, возвышенными над уровнем палубы, откуда велся обстрел стрелами, дротиками и камнями команды вражеского корабля перед абордажем.
Сами действия команды топовиков выглядят, конечно, захватывающе: на высоте 15-20 метров, между небом и землей, на раскачивающейся мачте, в дыму и грохоте морской баталии, они, как Зевс молниями, обрушивают град свинца на палубу вражеского корабля. Однако, мне больше была интересна не романтика и исторические примеры действия марсовых стрелков. а так сказать научная подоплека их боевой работы, т.е. инструкции по их подготовке и по приемам стрельбы.
Оказалось, что найти что-либо стоящее очень трудно, и я больше нашел любопытной сопутствующей информации, чем что-то о стрельбе с марсов. Например, в сборнике “Fighting Instruction”s, 1530-1816, Julian Stafford Corbett, хотя и говориться в паре мест про подготовку стрелков на кораблях (стандартные вещи об обучении, дисциплине и т.д.), про необходимость борьбы с вражескими марсами упоминается только в одном месте.
Если вы берете врага на абордаж, не спешите входить [на вражескую палубу], пока не увидите, что дым рассеялся, и тогда дайте залп из всего своего оружия, пушек из [орудийных] портов, картечниц [и] арбалетов, чтобы проредить [людей] на его палубе, и если вы увидите, что его палуба хорошо очищена, тогда входите с вашими лучшими людьми, но сначала подавите любым способом вражеские топы [т.е. марсовые площадки], если это будет возможно. Из Инструкции, составленной Томасом Одли по приказу Генриха VIII, 1530 год,
Из всего прочитанного материала, что-то полезное смог предложить труд “Флотоводец: или умелый моряк: эссе по теории и практике различных движений корабля в море, а также эволюции военно-морского флота в целом”, 1765 г., за авторством французского морского офицера Жака-Пьера Бурде дела Вилье. Эта книга во многом перекликается с более знаменитой “Морской тактикой”, 1763 г., Себастьяна-Франсуа Биго, но в ней больше внимание уделено мелочам, в том числе абордажу. Обе книги я читал в английском издании, и, что ценно, с комментариями офицеров британского ВМФ о том, что не практикуется на кораблях его Величества, и в абзацах, посвященных абордажу, таких отметок не было.
Об абордаже из книги “Флотоводец” де ла Вилье
…Боеспособность команды на наших кораблях, как бы многочисленна она ни была, не должна страдать из-за отсутствия знаний и умений у отдельных людей. Поэтому и матросы, и солдаты должны как можно чаще упражняться в различных маневрах, в управлении артиллерией и стрелковым оружием, и в метании гранат. Упражнения эти должны быть четкие, ясные и выполняться в как можно сжатые сроки.
… В дополнение к этим распоряжениям, которые известны каждому моряку, должны быть сформированы абордажные роты. Они должны состоять из 50 человек каждая, и таких рот должно быть столько, чтобы их численность равнялась трем четвертям всей численности экипажа. Во главе их должны быть поставлены офицеры пылкого и неустрашимого нрава. Каждая из этих рот должна быть непохожа на другую, чтобы вызвать среди них дух соперничества, и побудить хорошо выполнять свою работу. Для этого первую роту следует набрать из старшин и наиболее решительных и неустрашимых матросов, вторая должна состоять из отборных солдат: все проворные, резвые и смелые. Вторая рота должна поддерживать первую и сражаться вместе с ней.
Эти две роты должны быть поддержаны всеми остальными, состоящими либо из солдат, либо из матросов, набранных пропорционально из различных дивизионов экипажа: канонерского, мушкетерского и маневренного. Все эти роты в целом должны быть вооружены пистолетом, тесаком и топором. Две первые роты, возглавляющие абордаж, должны быть снабжены двумя гранатами на человека. При этом они должны получить снаряженные, горящие фитили которые они должны носить в своих шляпах, засунутыми в латунные трубки, придуманные для этой цели.
Когда дело дойдет до абордажа, никто не должен прыгать на борт вражеского корабля, пока огонь мушкетов и взрывы гранат не заставит противника покинуть нос, квартердек и полуют. Когда вы увидите, что ваш противник дрогнул, удвойте свои усилия, и смело пускайте на чужой борт абордажную команду. Однако, учтите, что должны быть созданы условия, чтобы абордажники зашли на чужой борт одновременно в таком количестве, которого будет достаточно, чтобы устоять и оказать достойный отпор в случае контратаки.
Когда вы сражаетесь в общем строю или поодиночке, вы должны быть убеждены, что самое опасное - это отступить, хотя бы на пару шагов. Потому что, с одной стороны, движение вспять ободрит вашего противника, который в таком случае удвоит свои усилия. С другой стороны, ослабеет дух и уверенность в себе вашей команды, ваш пыл уменьшиться, а ваши люди сочтут, что дело грозит гораздо более опасными последствиями, чем это часто бывает на самом деле. Ибо малейшая робость или неустрашимость в поведении капитана оказывает сильное влияние на боевой дух его команды, как в худшую, так и в лучшую сторону. Конец отрывка.
Из интересного можно отметить инструкцию по метанию гранаты, которую следовало взять в правую руку так, чтобы запальное отверстие было между указательным и большим пальцем, оторвать левой рукой бумажный, провощенный предохранитель с запала, этой же рукой достать фитиль из латунной трубки и зажечь от него запал, дождаться, чтобы он хорошо загорелся, после чего сильно метнуть гранату “туда, куда намереваетесь попасть”.
Но, несмотря на все эти любопытные факты, о стрельбе с марсов нет ни слова. Скорее всего упоминания об организации боевой работы и тактике есть в личных воспоминаниях современников, но я их пока не нашел. Создается впечатление, что стрельбе с марсов не придавали большого значения, а использовали в сугубо вспомогательных целях, чтобы в бою не пустовала хорошая стрелковая площадка. Например, в “Морском деле, как в теории, так и на практике”, издание 1813 года за авторством американского мореплавателя Эдмунда Марча Бланта, со ссылкой на некоего Ринальдо Д’Эльвиля дается детальное боевое расписание 44-х пушечного фрегата с экипажем 300 человек, где командованием стрелковыми командами на марсах отдано гардемаринам, т.е. кандидатам на первый офицерский чин:
Гардемарин и четыре человека на фок и грот марсах со стрелковым оружием и два человека на бизань мачте, всего 12 человек.
Там же, но уже для действий 18-ти пушечного каперского брига с командой из 155 человек, рекомендуется создать 2 отдельные стрелковые команды из 10 человек под руководством мичманов, которые бы поддерживали с флангов основную абордажную партию…
…людей на марсах, вдоль борта и везде, где они могут их видеть, целясь главным образом в офицеров.
И опять ни слова о приемах стрельбы с марсов, хотя для двух мачтового брига с его мизерными по площадями топами это неудивительно. В той же книге в разделе о подготовке стрелков говориться только об обучении строиться в 2 шеренги, сдваивать ряды, как правильно предъявить офицеру оружие для осмотра, а о приемах стрельбы есть лишь общее упоминание...
..затем лейтенант переходит к упражнениям с оружием, стрельбе по готовности, повзводно и т.д.
Заключение
Все это наводит на мысль, что при стрельбе с марсов из гладкоствольных мушкетов снизу вверх, как и при обычной настильной стрельбе, офицеры периодически отдавали команду: "Целься ниже!", и старались вести залповую стрельбу по приоритетным целям в зависимости от обстоятельств, будь то их визави на вражеских марсах, по офицерам на палубе и т.д.
Не ясно также, как пополняли боеприпасы в бою, или же низкий темп стрельбы из дульнозарядных ружей не предполагал, что боеприпасы не успеют закончиться? Как поступали с раненными и убитыми, чьи бездвижные тела и без того сокращали тесное пространство марса? В общем вопросов много, и надеюсь когда-нибудь найду на них ответ, а может и вы поможете мне своими комментариями.
Присоединяйтесь к чтению увлекательных историй эпохи Фронтира и Дикого Запада на ЯДе, в Телеграме и ВКонтакте.